
9, 10 и 29 ноября 2024 в Ростовском музыкальном театре пройдут премьерные показы новой постановки оперы Дж. Верди “Аида”.
Не будет большим преувеличением сказать, что вокальная труппа театра шла к этому названию с первого дня своего существования. Ведь и для многих профессиональных музыкантов, и для колоссального числа ценителей оперы во всём мире – это опера номер один.
Непревзойденный шедевр «позднего» Верди, где каждая деталь отточена до совершенства, где каждое движение души героев, сюжетный поворот находит понятное и близкое всем воплощение в музыкальных звуках. Очень эмоциональная, тонкая и пронзительная любовная драма, конфликт долга и сердца, экзотический антураж Древнего Египта, грандиозные, ошеломляющие восприятие массовые сцены – всё это уже полторы сотни лет безотказно попадает прямо в цель, в зрительские сердца и умы.
В новой постановке не будет эпатажных экспериментов, перегибов в сторону камерной или народной драмы, которыми изобилуют современные прочтения. Всё внимание сосредоточено на попытке еще раз всмотреться, вслушаться в авторский замысел.
Ведь при работе над «Аидой» Верди много времени провел, изучая мифологию и наполненную «от» и «до» сакральными смыслами культуру Древнего Египта. И это размышление о жизни героев оперы – под неусыпной сенью пантеона богов, с постоянным ощущением присутствия всевидящего ока, взвешивающего каждый поступок или даже мысль на чашах добра и зла – во многом идейно вдохновило создателей нового спектакля.
Художественный руководитель-генеральный директор театра, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Кущев:
«Не будет большим преувеличением сказать, что коллектив Ростовского музыкального театра шел к этому названию с первого дня своего существования. Ведь и для многих профессиональных музыкантов, и для колоссального числа ценителей оперы во всём мире–это партитура номер один. Мы сознательно откладывали постановку «Аиды» и почти 25 лет на сотни, если не тысячи ежегодных вопросов «когда?» – лишь кивали головой и отвечали «обязательно».
И вот, наступил тот самый долгожданный момент – когда все звезды сошлись. Когда и вокальный ансамбль солистов, и хор, и оркестр, постановщики, производственные цеха, акустика в зрительном зале–все и всё готовы для того, чтобы с честью и достоинством воплотить это бессмертное сочинение музыкально, визуально и концептуально.
В новой постановке не будет эпатажных экспериментов, перегибов в сторону камерной или народной драмы, которыми изобилуют современные прочтения. Всё внимание сосредоточено на попытке еще раз всмотреться, вслушаться в авторский замысел».
Павел Сорокин, режиссер-постановщик, главный режиссер театра, лауреат международных конкурсов:
««Аида» традиционно представляется оперой-монументом, густонаселенным персонажами и декоративными излишествами. Думаю, этот эффект восприятия достигается в связи с тем, что Верди действительно писал произведение в жанре серьезной оперы (opera-seria). Композитора в этом полотне больше интересовали взаимоотношения персонажей, их психологические портреты и темы, свойственные времени Верди, чем экзотичность сюжета. Это в большей степени касается противопоставлений и столкновения чувств долга, любви и голоса разума.
Роль хора в «Аиде», тем не менее, совсем не маловажна. Верди наделил мужской и женский хоры образами жрецов и жриц, устами которых с человеком разговаривают Боги.
Мы захотели «поднять» персонажей «Аиды» над бытовыми перипетиями сюжета оперы. Поэтому та самая мифологичность введена в наш спектакль как константа, отправная точка для понимания общей атмосферы развития музыкальной драматургии».
Михаил Грановский, музыкальный руководитель и дирижер, главный дирижер театра:
«Сбывается моя давняя мечта – работа с величайшей партитурой Джузеппе Верди!
За всем египетским антуражем, колоритными ритуальными хоровыми сценами, грандиозным торжественным маршем финала II акта, главным у Верди остается человек и раздирающие его душу чувства – любовь, страсть, ревность, ненависть, давление рока, мечты о счастье и невозможность его достичь.
Известно, что именно Верди настоял на развитии в либретто тем любви к Родине, своему народу, измены и самопожертвования. Поразительно, как всё это соотносится с сегодняшним днем, полным конфликтов и противоречий. Поистине вечные темы, которые, уверен, найдут живой отклик у нашего зрителя.
Какая же разнообразная, пронзительная и богатая красками музыка в этом творении зрелого Верди… Это настоящий шедевр! В то же время – одна из тех сложнейших опер, где не спрячешься за постановкой, где на первый план выходит качество исполнения – певцов, оркестра, хора и балета».
Сергей Новиков, художник-постановщик спектакля:
«Опера Дж. Верди «Аида» – потрясающее произведение: и по своей масштабности, и по удивительной пронзительности линии главных героев. С одной стороны – монументальная, многовековая история великой египетской цивилизации, с другой – бессмертная любовь живых людей.
Для меня было очень важно передать на сцене этот конфликт «гигантского» и «человеческого». И вот – сотканная великой музыкой Верди история любви разворачивается буквально под ногами огромных, холодных статуй древнеегипетских богов, уходящих вершиной куда-то далеко за пределы сцены».
Пресс-служба Ростовского музыкального театра