Очередная премьера московской “Новой оперы имени Евгения Колобова” – настоящий оперный раритет, некогда бешено популярный во Франции и в Германии. Это комическая опера “Почтальон из Лонжюмо” Адольфа Адана – композитора, который известен у нас главным образом по музыке к знаменитому балету “Жизель”.
Между тем главный массив его сочинений составляют комические оперы, ныне незаслуженно забытые, – их более сорока. Премьера самой популярной их них – “Почтальона из Лонжюмо” – прошла в парижской Опера-Комик в 1836 году.
Сильнейшая сторона Адана – он замечательный мелодист. Для комических опер это особенно важно – легкость, бравурность, доступность мелодий, делающих вечер в театре великолепным развлечением.
Либретто “Почтальона из Лонжюмо” изобилует забавными ситуациями и головокружительными сменами жизненных амплуа: так, простой почтальон, обладатель чарующего тенора амбициозный Шаплу становится солистом знаменитой оперной труппы Сен-Фаром, а трактирщица Мадлен – наследницей огромного состояния светской дамой мадам Латур. Действие происходит во Франции времен Людовика XV в предместье Парижа Лонжюмо, а отношения Шаплу с Мадлен немного напоминают интригу штраусовской “Летучей мыши”. Наличие прозаических диалогов окончательно сближает комическую оперу Адана с жанром оперетты.
Новинка от “Новой оперы” переживет две фазы своего сценического существования. Премьера 13 и 15 июля 2023 пройдет в концертном исполнении, хотя и обещают некое режиссерское решение. А через год, в июле 2024 года должна возникнуть полноценная постановка. Режиссер обеих версий – лауреат “Золотой маски” Евгений Писарев (“Кабаре” в Театре Наций, “Шахматы” в МДМ) рассказывает:
– Думаю, что неправдоподобность сюжета воспринималась так же и век, и два века назад. Может быть, за такой нелепостью, фантазией, за таким сновидением в театр и шли.
Но для сегодняшнего зрителя этого недостаточно. Необходим забавный, ироничный комментарий, без которого ни музыкальная, ни сюжетная составляющая не прозвучат. Только таким способом мы можем не прятать эту театральность, а усилить ее.
Такой комментарий для спектакля “Новой оперы” создал драматург Сергей Плотов – он написал стихи на русском языке, которые заменят разговорные диалоги.
Музыкальный руководитель и дирижер концертного исполнения “Почтальона из Лонжюмо” в “Новой Опере”, лауреат Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. Рахманинова Клеман Нонсьё, рассуждая об актуальности произведения Адана, утверждает, что тема исчезновения профессий (почтальон – занятие вымирающее) на самом деле очень современна:
“Мы в музее – надо честно это признать, но есть моменты, которые резонируют со мной. Например, как много обычных для нас вещей исчезнут в скором времени!
Сегодня история почтальона – зеркало, в котором мы можем рассмотреть исчезнувшее глазами современного человека. Поэтому актуальной становится стилистическая работа с музыкой. Мы будем исполнять “Почтальона…” с современной манерой пения, с современными инструментами. Это будет диалог с музыкой прошлого”.
Несмотря на легкость восприятия, “Почтальон из Лонжюмо” довольно сложен для исполнения. Партия Шаплу включает, например, рондо с высочайшим ре второй октавы – его называют экзаменом для тенора. В “Новой Опере” эту партию исполнят солист театра Ярослав Абаимов и солист Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Кирилл Золочевский.
В составе постановочной группы художник по свету Майя Шавдатуашвили, хормейстер Юлия Сенюкова. В 2024 году художником-постановщиком спектакля будет Зиновий Марголин (пятикратный лауреат премии “Золотая маска”, художником по костюмам – лауреат премии “Золотая маска” Ольга Шаишмелашвили.
Валерий Кузнецов, “РГ“