17 февраля 2023 года в Зале Чайковского стартует новый цикл концертов Персимфанса, где история музыки раскрывается через сопоставление сочинений, на первый взгляд далеких друг от друга.
В первой программе цикла жемчужина французского барокко – «Стихии» Ребеля – предстанет в окружении додекафонной Симфонии Веберна и позднеромантического «Прометея» Листа. Кульминация вечера – грандиозный «День Бытия» Вышнеградского: знаковое произведение 1917 года впервые исполняется в России на академической сцене.
Год назад свое 100-летие отметил Персимфанс – Первый симфонический ансамбль без дирижера. Открывая свой второй век, коллектив приглашает слушателей на цикл концертов «Новая история музыки от Персимфанса»: в его программах произведения самых разных эпох вступают в самые неожиданные диалоги, комментируя друг друга.
«Сочинения, которые разделены сотнями лет музыкальной истории, могут органично прозвучать в нашем концерте одно за другим или даже одновременно,
– рассказывает Григорий Кротенко, комиссар Персимфанса.
– Наша задача – осветить под разными углами различные явления, увидеть новые взаимосвязи и общности. В своих выступлениях мы предлагаем не только альтернативный, бездирижерный метод игры, но и альтернативный, спорный взгляд на историю музыки».
Григорий Кротенко: «Персимфанс — это содружество за музыку, а не против дирижера»
В программе встречаются три века – XVIII, XIX, XX – и три художественные эпохи – барокко, романтизм, модернизм. В 1737 году во Франции появился балет Жана-Фери Ребеля «Стихии», изображающий возникновение Вселенной и сотворение человека. Помимо музыки дивной красоты, сочинение вошло в историю первым применением кластера, в данном случае – аккорда из всех звуков ре-минорного звукоряда.
Авторский подзаголовок «Стихий» – «новая симфония», то есть «симфония нового типа». Так Ребель назвал сочинение, созданное до появления симфонии классической, которой еще предстояло родиться, повзрослеть и измениться до неузнаваемости: без малого два века спустя свою Симфонию создаст Антон Веберн.
«Сочинение недлинное и для малого состава,
– комментирует Григорий Кротенко,
– по сути, Антисимфония, описывающая мироздание новым, концентрированным способом».
Симфоническая поэма Ференца Листа «Прометей» – яркий пример того, как менялся классический симфонизм, все смелее обращаясь с формой, с тонами и тональностями. Само название «Прометей» побуждает вспомнить и об одноименном сочинении Скрябина: частичным воплощением его грандиозного замысла мистерии стал «День Бытия» для чтеца, хора и симфонического оркестра Ивана Вышнеградского.
Композитор известен в первую очередь яркими четвертитоновыми пьесами, первые из которых появились сразу после окончания «Дня Бытия». Сочинение завершает программу, а его финальный аккорд напоминает об аналогичном, открывающем «Стихии»:
«кластер из четырёх увеличенных трезвучий Вышнеградского,
– объясняет Григорий Кротенко,
– финальный колокол “Дня Бытия”, призванный пробудить и обозначить новый мир».
Масштабное произведение, которое отличает стремление к синтезу всех искусств и созданию нового музыкального инструмента, создано в 1917 году и впервые исполняется в российском концертном зале.
Специально для проекта «Новая история музыки от Персимфанса» музыканты запускают подкаст. В первом эпизоде авторы предлагают испытать музыкальную машину времени. Ее портал, по их словам, – «два аккорда, начало и конец композиторской музыки, сконструированной из 12 полутонов-кирпичей. А между ними – пьесы, на примере которых разбираются разные методы музыкального строительства». Подкаст доступен на платформах Яндекс подкасты, Apple podcasts, Spotify и Google podcasts.
Первый симфонический ансамбль, или Персимфанс, был основан в 1922 году по инициативе Льва Цейтлина, выдающегося солиста-скрипача и признанного лидера симфонических коллективов; его называли лучшим концертмейстером Европы — он играл первую скрипку в парижском оркестре Колонна, в частном оркестре Сергея Кусевицкого и в Большом театре.
Персимфанс, московский оркестр без дирижера, быстро завоевал мировую славу как один из лучших симфонических коллективов своего времени.
Отто Клемперер во время визита в Москву побывал на концерте Персимфанса, где исполнялась «Патетическая» симфония Чайковского:
«Это самое совершенное исполнение, которое я только слышал. Если дело так пойдет и дальше, то вскоре мы, дирижеры, вынуждены будем искать себе другое призвание».
В 1933 году, когда идеи самоорганизации коллектива начали противоречить доктринам советской власти, деятельность ансамбля была прекращена и возобновилась лишь в 2009 году.
Сегодня Персимфанс вновь состоит из музыкантов, ищущих новые подходы в исполнительском искусстве и находящих их в принципе ансамблевой игры и в коллективной интерпретации симфонических сочинений.
Персимфанс выступает не только с концертными программами: под его эгидой проводятся выставки, лекции, театральные спектакли. Проекты Персимфанса были отмечены Гран-при премии Сергея Курёхина в области современного искусства, национальной театральной премией «Золотая маска».
Пресс-служба Московской филармонии