13 февраля 2022 года в Зале Чайковского свое 100-летие отмечает ровесник Московской филармонии — Персимфанс.
В этот самый день в 1922 году Первый симфонический ансамбль без дирижера впервые предстал перед публикой, выступив в Колонном зале Дома Союзов.
В юбилейном концерте коллектив «передаёт привет» Вторсимфансу (Киев), Петросимфансу (Петроград), Варшавскому симфоническому ансамблю, оркестру без дирижера лейпцигского Гевандхауса и Амсимфансу (Нью-Йорк): прозвучит по одному произведению от каждой страны, где в 1920-е по примеру и в подражание Персимфансу возник свой симфонический ансамбль.
Такой выбор программы позволяет показать пять ансамблей, разных по составу и художественным задачам. Из Лейпцига, города Баха, где в 1920-е Лейпцигский Гевандхаус несколько сезонов давал концерты симфоническим ансамблем, — Второй бранденбургский концерт великого немецкого мастера. На этом материале современный Персимфанс показывает барочную инструментальную капеллу.
Варшавский симфонический ансамбль дал повод обратиться к знаковой для ХХ века партитуре «Плач по жертвам Хиросимы» Кшиштофа Пендерецкого, которая станет демонстрацией универсальных возможностей струнной группы Персимфанса. «Ромео и Джульетта» Чайковского — обращение к традициям Петросимфанса и романтического оркестра XIX века, где Персимфанс «реконструирует коллективное рубато» и специфические приемы игры позапрошлого века.
Григорий Кротенко: «Персимфанс — это содружество за музыку, а не против дирижера»
«Рапсодия в стиле блюз» Гершвина (солист — Пётр Айду) прозвучит в честь American Symphony Ensemble, Нью-Йоркского собрата Персимфанса, который базировался и выступал в Карнеги-холле. На четверть часа Персимфанс перевоплотится в биг-бэнд.
Наконец, партитура классика украинской музыки Юлия Мейтуса и основателя первого джаз-банда в СССР — эксклюзивная репертуарная находка Персимфанса. Яркая индустриальная пьеса, изображающая стройку плотины ДнепроГЭС, пылилась в архиве 80 лет, была заново открыта музыкантами Персимфанса и триумфально исполнена ими в Германии и в России.
В честь своего 100-летия Персимфанс проведет беспрецедентную акцию: двое слушателей, выбранных генератором случайных чисел, получат возможность во время концерта находиться внутри оркестра и изнутри наблюдать за работой уникального коллектива без дирижера.
Контрабасист Григорий Кротенко, один из участников и идеологов Первого симфонического ансамбля, подчеркивает, что Персимфанс — это не оркестр в привычном смысле слова, смыслы его акций лежат как в сфере искусства, так и в социальном поле:
«Само наше существование — убедительный пример демократии. Мы исследуем альтернативные иерархии, показываем возможности самоуправления, налаживания горизонтальных связей. Наши концертные программы могут органично сочетать арт-рок и барокко на старинных инструментах, китайский рэп и ораторию Бетховена».
Пианист и композитор Пётр Айду, по инициативе которого Персимфанс возродился в 2009 году, так описывает развитие коллектива:
«Это особое поколение, которое обладает универсальными возможностями, умеет и лидировать и подчиняться одновременно, и владеет несколькими музыкальными языками. То есть могут играть и старинную, и новейшую музыку, и романтизм, и классицизм».
Персимфанс — максимально гибкий творческий организм: он может выступать в виде дуэта, а максимальный состав участников на данный момент — 486 человек. Исторически достоверный подход к материалу музыканты совмещают с творческой свободой, а выступления на академической сцене — с успешными проектами на театральных подмостках, на территории современного искусства, перформанса и саунд-арта.
Большая часть работы музыкантов Персимфанса — это просветительские проекты: встречи со слушателями, лекции, культурологические проекты важны не только лучшего понимая деятельности и концертных программ коллектива; они помогают самим музыкантам осмыслять музыкальную практику.
«Мы очищаем отношения с музыкой от выспренности, штампов, придыхания и ложного пафоса. И — да, мы не раскланиваемся перед публикой. После исполнения Девятой Бетховена мы обнимались и пели караоке с залом»,
— говорит Григорий Кротенко.
Первый симфонический ансамбль, или Персимфанс, был основан в 1922 году по инициативе Льва Цейтлина, выдающегося солиста-скрипача и признанного лидера симфонических коллективов; его называли «лучшим концертмейстером Европы» — он играл первую скрипку в парижском оркестре Колонна, в частном оркестре Сергея Кусевицкого и в Большом театре.
Персимфанс, московский оркестр без дирижера, очень быстро завоевал мировую славу как один из лучших симфонических коллективов своего времени. Отто Клемперер во время своего визита в Москву побывал на концерте Персимфанса, в котором исполнялась «Патетическая» симфония Чайковского:
«Это самое совершенное исполнение, которое я только слышал. Если дело так пойдет и дальше, то вскоре мы, дирижеры, вынуждены будем искать себе другое призвание».
К своему пятилетию Персимфанс получил почетное звание «Заслуженный коллектив Республики». Ансамбль давал свыше 70 концертов в сезон, выступал не только в Большом зале консерватории, на своей «домашней» площадке, но и в цехах заводов и на открытом воздухе в Сокольниках. В 1933 году, когда идеи самоорганизации коллектива начали противоречить авторитарным доктринам советской власти, деятельность ансамбля была прекращена и возобновилась лишь в 2009 году.
Сегодня Персимфанс вновь состоит из музыкантов, ищущих новые подходы в исполнительском искусстве и находящих их в принципе ансамблевой игры и в коллективной интерпретации симфонических сочинений.
Персимфанс выступает не только с концертными программами: под его эгидой проводятся выставки, лекции, театральные спектакли. Проекты Персимфанса были отмечены Гран-при премии Сергея Курёхина в области современного искусства, национальной театральной премией «Золотая маска». Гастрольные выступления коллектива в новейшей истории проходили во Франции, Норвегии и Германии.
Пресс-служба Московской филармонии