В новой программе Государственного академического камерного оркестра России и дирижера Филиппа Чижевского музыка венских классиков сопоставляется с неоклассическим сочинением ХХ века.
6 июня 2024 года в Зале Чайковского прозвучат Четвертый фортепианный концерт Людвига ван Бетховена (солист – Константин Емельянов), Симфония № 70 ре мажор («С литаврами и трубами») Йозефа Гайдна, а также пьеса Moz-Аrt à la Haydn Альфреда Шнитке, исполнение которой приурочено к 90-летию со дня рождения композитора (солисты – Илья Мовчан и Андрей Забавников).
Выступления Филиппа Чижевского – мастера исторически информированного подхода к исполнительству – неизменно становятся «неординарными событиями и поводами для аншлага» (The Blueprint). Репертуар дирижера охватывает несколько веков, в нем равную ценность имеют и шедевры барокко, и музыка венского классического стиля, и сочинения XX–XXI столетий, часто представляемые в диалоге друг с другом, как в нынешней программе.
За последние несколько сезонов в интерпретации Филиппа Чижевского прозвучали «Семь последних слов Спасителя на Кресте», «Месса во время войны», «Прощальная» и 70-я симфонии Гайдна, опера «Идоменей», Реквием и симфонии Моцарта, фортепианные концерты и симфонии Бетховена.
Увлечен маэстро и творчеством Шнитке: в марте на концерте цикла «Другое пространство. Continuo» Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Чижевского исполнил «Ритуал» Шнитке, а 9 ноября, в месяц 90-летия со дня рождения композитора, представит его Концерт для скрипки с оркестром №4 с солистом Вадимом Репиным.
В июньской программе Филиппа Чижевского и ГАКО России музыка Шнитке сблизится с симфонией Гайдна и концертом Бетховена. На премьере Четвертого фортепианного концерта Бетховена в венском Театре ан дер Вин солировал автор, и это стало его последним публичным выступлением с оркестром. Цикл начинается со сдержанного соло фортепиано, а не с оркестрового вступления; этот прием, считавшийся радикальным новшеством для начала XIX века, и по сей день производит сильнейшее впечатление.
Музыкой Моцарта восхищался Шнитке: он написал несколько сочинений, связанных с творчеством классика. Одно из них – Moz-Аrt à la Haydn для двух скрипок и 11 струнных – отсылает и к наследию Гайдна: в конце произведения музыканты постепенно покидают сцену, как в финале знаменитой «Прощальной симфонии».
Филипп Чижевский: «Замыкаться на какой-то одной эпохе для меня невозможно»
Симфония № 70 Гайдна создавалась по случаю строительства нового оперного театра в поместье князя Эстерхази. Старый театр был разрушен пожаром (в котором сгорели клавесин и часть рукописей композитора), но уже через месяц, 18 декабря 1779 года, в основание нового здания был заложен первый камень, и состоялась премьера симфонии.
Пресс-служба Московской филармонии