Второй фестиваль камерной музыки «От Глинки до Свиридова» пройдёт с 22 по 26 декабря 2021 в Культурном центре «Минин-хор».
В пяти концертах в особняке на Новой Басманной будут представлены десять русских композиторов: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. И. Танеев, С.В. Рахманинов, Н. К. Метнер, Г. В. Свиридов и В. А. Гаврилин.
Прозвучат сочинения как близких по духу, манере авторов (Даргомыжский и Мусоргский), так и композиторов, чьи стили, образы предельно контрастны (Танеев и Гаврилин).
В одном из концертов сопоставляются классики XIX и XX столетий, — Глинка и Свиридов: эта пара и дала название всему фестивалю.
Перед нами — своеобразная антология русского романса и песни. Самые ранние сочинения написаны в 1830-х, самые поздние — в 1990-х годах.
Автор идеи — лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства, директор Московского государственного академического камерного хора Дмитрий Сибирцев:
«В нынешнем году мы пошли по принципу — «один исполнитель — один автор». Каждому композитору посвящено отделение концерта — это может быть или 10-12 отдельных сочинений, или вокальный цикл.
О соблюдении хронологии речь не шла, хотя какие-то ее элементы сложились сами собой (начинаем Даргомыжским, завершаем Рахманиновым). Композиторов выбирали певцы и концертмейстеры.
В одних случаях этот выбор очевиден: например, Олеся Петрова — одна из лучших исполнительниц «Русской тетради» Гаврилина, и я рад, что Москва это услышит.
В других случаях нас ждут приятные сюрпризы: практически новую для себя программу романсов Римского-Корсакова исполнит Алексей Татаринцев, а Анастасия Лепешинская споет песни Мусоргского, которые традиционно считаются скорее мужским репертуаром. Немалую роль в этом выборе сыграла партнер Анастасии Лепешинской, пианистка Анна Ситникова.
Будут и знаковые для меня повторы и развитие темы — программы романсов Танеева с Владимиром Байковым (после 5-летнего перерыва), «Отчалившая Русь» Свиридова с Максимом Пастером (до этого мы пели отдельные романсы), более масштабная, чем раньше, программа романсов Даргомыжского с Михаилом Гужовым.
В каких-то случаях певец привносит новые акценты в хорошо знакомую музыку, — как Павел Янковский в программе романсов Рахманинова. Ну а самый коварный в чисто вокальном отношении автор — Глинка — достался Полине Шамаевой».
22 декабря творчество Александра Даргомыжского представляет заслуженный артист России, солист Московского театра «Геликон-опера» Михаил Гужов, а романсы и песни Модеста Мусоргского — солистка Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова Анастасия Лепешинская.
Михаил Гужов:
«С Дмитрием Сибирцевым мы познакомились в 1997 году, на Втором международном конкурсе имени С.В. Рахманинова в Москве, а годом позже встретились на Первом международном конкурсе имени Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Оба раза мне аккомпанировала Любовь Анатольевна Орфенова.
После конкурсов я познакомился с Ириной Константиновной Архиповой, завязалось тесное сотрудничество с ее Фондом, — а там в то время работал Дмитрий.
Потом был его проект «Басы XXI века», с которым мы и Россию объездили (причем не только концерты, но и целые турне, скажем, по Сибири), и в ближнем, и, так сказать, в дальнем зарубежье побывали. В какой-то момент наши пути несколько разошлись: сначала Дмитрий «перекинулся» на теноров, потом возглавил Новую Оперу.
Но все развивается по спирали, и мы снова стали сотрудничать. Весной нынешнего года уже в качестве директора Минин-хора он пригласил меня спеть знаменитый фрагмент «Пушкинского венка» Георгия Свиридова — «Зорю бьют». За этим последовало приглашение на нынешний фестиваль.
В свое время мы пели с Дмитрием разную музыку, — романсы, оперные арии и т.д. Но если говорить о романсах, — в основном, русские. И я очень рад, что на сей раз это будет программа из произведений Даргомыжского. Причем мы покажем и лирическую его сторону (как продолжателя Глинки), и комическую, сатирическую (как предшественника Мусоргского). Перефразируя название одного из романсов, — и скучно, и грустно останавливаться на каком-то одном аспекте.
Много лет назад я влюбился в музыку этого автора, узнав «Русалку» (и считаю, что эта опера должна идти в каждом уважающем себя русском театре).
Дмитрий — очень чуткий и талантливый концертмейстер, он тонко чувствует певца, он находится с тобой на одной волне. На самом деле, это большая редкость! И он чувствует и разность Даргомыжского, о которой я говорил, помогает тебе донести ее в исполнении».
Анастасия Лепешинская:
«На фестивале русской камерной вокальной музыки мне захотелось исполнить именно Мусоргского. Причин несколько: и глубокое русское начало, связь с народной песней, и огромный диапазон творчества – от лирики до сатиры. И, конечно, почти каждый романс Мусоргского обладает потенциальной театральностью. Передать голосом разность интонаций, характеров, все эти диалоги, внезапные контрасты и переходы, внутренние переживания – как интересно это для певца!
Отбирая романсы, я хотела представить Мусоргского в максимальном своеобразии. Но как же это сложно – ведь у нас с Аней Ситниковой всего одно отделение! Я написала огромный список, а потом в мучениях отсеивала то одно, то другое сочинение. Остался вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и еще 6 романсов, которые просто невозможно не спеть!
Работая над программой, я, естественно, в какой-то момент слушала и мастеров прошлого. И задумалась о том, что Мусоргский немножко обойден женскими голосами. Он воспринимается как низкий мужской автор, в том смысле, что этого композитора любят баритоны и басы. Немногие исключения вроде Галины Павловны Вишневской подтверждают правило.
Да, конечно, есть, на мой взгляд, романсы сугубо мужские, – например, «Семинарист». Но вот, допустим, взяла я песню «Козел» – ну просто изумительная! Ее, в основном, мужчины поют, – но из текста это никак не следует! И, конечно, у Мусоргского множество прекрасных и незапетых вещей, – например, песня на собственные стихи «Ах ты, пьяная тетеря». И я очень хочу, чтобы наше удовольствие от этой музыки, увлечение ею передалось слушателям».
23 декабря романсы Сергея Танеева представляет солист ведущих европейских театров Владимир Байков, а творчество Валерия Гаврилина — прима Мариинского театра, лауреат премий «Онегин», «Золотой софит» Олеся Петрова.
Владимир Байков:
«Очень приятно, что на нынешнем фестивале мы с Дмитрием Сибирцевым после некоторого перерыва исполним программу романсов Танеева. И вот, сказав это, я невольно схватил себя за руку: я же терпеть не могу слово «романс», оно всегда казалось мне очень узкожанровым. Множество потрясающих по своим художественным достоинствам «романсов» русских композиторов являются чем угодно, только не романсами. И очень приятно было узнать когда-то, что и сам Танеев искал новые жанровые определения своим камерным вокальным сочинениям. Особенно это касается тех произведений для голоса и фортепиано, которые он подарил нам уже в ХХ веке.
Свои поздние «романсы» Танеева называл «стихотворениями для голоса и фортепиано», и само это определение показывает, насколько своеобразный путь прошел композитор. И этот путь тем более ценен, что его начало связано с традиционной для русских романсов формой. И уже среди ранних романсов Танеева, — именно романсов, — есть абсолютные и неоспоримые шедевры.
Очень жаль, что в постоянный репертуар певцов входят лишь несколько самых известных романсов Танеева. Думаю, это связано не только с леностью самих вокалистов и пианистов, но и с леностью публики. Я тоже ленив и очень редко (или, иначе, реже, чем мог бы) обращаюсь к сочинениям Танеев. Но зато сохраняется свежесть восприятия этой музыки, и я всегда пою ее с огромной внутренней радостью и воодушевлением.
Иногда приходится читать, что музыка Танеева не такая эмоциональная, как, например, Чайковского или Рахманинова. Что касается романсов, я считаю, что это совсем не так! И популярные шедевры Танеева, и его менее известные романсы, особенно позднего периода, полны эмоции и взволнованности».
Олеся Петрова:
«Чудесно, что у нас проходят такие фестивали русской вокальной музыки. Участвовать в нем для меня и честь, и радость, и удовольствие. И, в каком-то смысле, открытие, – потому что с Дмитрием Сибирцевым мы будем работать впервые.
Наш опыт совместного музицирования начнется с вокального цикла «Русская тетрадь» Валерия Гаврилина. Как говорят в таких случаях, это абсолютно моя музыка! Обожаю этот цикл, невероятно сложный как в вокальном, так и в эмоциональном, образном, актерском отношении. Я исполняла его более тридцати раз (недавно – даже с оркестром, в инструментовке Леонида Резетдинова), и каждый раз, проживая его на сцене, я, как птица Феникс, умираю и рождаюсь снова. Столько сказано здесь о любви и о боли, что каждый раз все ломается и потом склеивается в «Прекраснейшем месяце мае», песне, завершающей сочинение!
Прикосновение к этой музыке приносит и музыкантское, и женское счастье».
24 декабря на сцене — две солистки Новой Оперы. Романсы Петра Ильича Чайковского исполняет Мария Буйносова; вокальную музыку Николая Метнера — лауреат премии города Москвы Валерия Пфистер.
Мария Буйносова:
«Для оперной артистки петь камерную музыку такого высочайшего уровня, как романсы Чайковского, — просто глоток свежего воздуха. Каждый урок мы с Анной Ситниковой чувствуем это.
С подобным объемом романсов Чайковского я сталкиваюсь впервые. Бывали случаи, когда я пела 2-3 романса подряд, но целое отделение — еще нет. Выбирала те из них, которые близки мне по психотипу, удобны в вокальном плане, думала и о сочетании отдельных элементов. И вот что получается: как ни сочетай романсы Чайковского, всегда и везде чувствуешь трагедию, печаль. Даже в мажорных вещах, где, казалось бы, другие краски, эмоции.
Общая канва внутренней боли, которую я так остро ощущаю в этом композиторе, с одной стороны, трудна, потому что требует полной отдачи; но с другой стороны, — оперной артистке, такой, как я, это очень близко. Это главное настроение, если угодно, этот психологический лейтмотив слышен даже в самой простой (с точки зрения изложения) музыке.
Я не настаиваю на своем ощущении, не говорю, что оно является истиной в последней инстанции, — но я чувствую эту боль. Да и вообще все мы через нее проходим в жизни…
В какой-то момент я слушала записи. В частности, огромное впечатление производят две певицы — Галина Вишневская и Ирина Архипова. Соприкосновение с их творчеством мотивирует, придает ответственность: острее понимаешь, что твое исполнение не должно быть случайным.
И еще один важнейший момент: особняк на Новой Басманной, с недавних пор являющийся Домом Минин-хора, — идеальное место для настоящего интимного высказывания в камерной музыке, которое для меня так важно».
Валерия Пфистер:
«Мое знакомство с музыкой Николая Метнера когда-то началось с трех романсов, которые мы сделали с Татьяной Сотниковой. Я поняла, что это абсолютно мой композитор. Метнер очень подробен в своих пожеланиях исполнителю (указаниях в нотах), но при этом он дает тебе возможность размышления, личного отношения к материалу, личного высказывания. И когда Анна Ситникова пригласила меня спеть 10 романсов в одном отделении, я с радостью согласилась.
В программе — и маленькие зарисовки («Роза», «Что ты клонишь над водами…»), и просто философские трактаты в звуках, — например, «Бессонница».
Конечно, у Метнера есть специфические трудности. Его романсы написаны в расчете на небольшой голос его жены, а кроме того главное нередко происходит не у певца, а у фортепиано.
Метнер часто относится к голосу как к инструменту (причем не только струнному). К примеру, романс «Полдень» с вокализом в конце — ну просто импрессионистическая акварель, по стилю это близко Дебюсси. Но для меня концерт — это всегда концерт дуэта, а не певца, и часто бывает, что изменение отношения к тому или иному материалу делает его удобнее в чисто вокальном смысле».
Николай Метнер: “Для творческой работы необходимо уметь останавливать жизнь…”
25 декабря романсы Михаила Глинки представляет победительница телепроекта «Большая Опера», лауреат премии «Онегин», солистка Новой Оперы Полина Шамаева, а творчество Георгия Свиридова — лауреат премии города Москвы, солист Большого театра Максим Пастер.
Полина Шамаева:
«Я очень рада участвовать в фестивале «От Глинки до Свиридова». В наше время камерная музыка исполняется реже, чем она того заслуживает, да и подобными фестивалями мы не избалованы.
Программа романсов Глинки, которую мы готовим с Дмитрием Сибирцевым, станет нашим первым совместным опытом на сцене. И для меня она абсолютно новая. Так что я жду интересных открытий.
Мы выбрали сочинения разных периодов — и ранний Глинка (итальянская канцона «К цитре»), и средний период (например, 4 романса из вокального цикла «Прощание с Петербургом»), и поздние вещи, — к примеру, самый последний его романс «Не говори, что сердцу больно». Глинка — огромный, необъятный мир, и мы хотели показать грани, стороны этого мира, насколько возможно в одном концертном отделении».
Максим Пастер:
«Мои отношения с музыкой Георгия Свиридова начались еще в консерваторский период — с романса «Подъезжая под Ижоры» из вокального цикла на стихи Пушкина. Потом был вокальный цикл «У меня отец крестьянин»; мы спели его с Василием Ладюком, а партию фортепиано исполнил, увы, покойный ныне Александр Александрович Ведерников.
Упомяну еще первое в моей жизни исполнение «Поэмы памяти Сергея Есенина» с Большим симфоническим оркестром под управлением Владимира Ивановича Федосеева. Постепенно Свиридов стал для меня одним из главных композиторов.
Свиридов — продолжатель прежде всего традиций Мусоргского. В моем сознании они идут один за другим. Более русской по духу музыке, наверное, на свете нет. Кстати, оркестрам трудно ее играть, — нот часто немного, она медленная, не за что спрятаться. В Свиридове поражает внутренняя сила и убежденность. Вот в XX веке (как и в XIX, но по-другому) многие композиторы думали о том, как не быть похожими на других. Мне кажется, Свиридова это мало волновало, — он был поразительно сильной личностью.
В концерте с Дмитрием Сибирцевым мы исполним фрагменты разных вокальных циклов Свиридова, — тех, о которых я только что говорил. Наше сотрудничество с Дмитрием началось в 2004 году, и он для меня — совершенно особенный человек. Этот тот случай, когда иногда можно не репетировать: просто встать рядом, посмотреть друг на друга — и все предельно ясно…»
В завершение фестиваля 26 декабря романсы Николая Римского-Корсакова представляет заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат премии города Москвы, премий «Золотая Маска», «Онегин», солист Большого театра и Новой Оперы Алексей Татаринцев, а вокальное творчество Сергея Рахманинова — приглашенный солист Большого, Мариинского театров Павел Янковский.
Алексей Татаринцев:
«Наверное, не я первый и не я последний скажу, что идея подобного фестиваля прекрасна. И потому, что у нас — оперных артистов — появляется творческое время для камерной музыки, и потому, что это русская музыка и русский язык — нужно ли объяснять, почему они так волнуют!
В этот раз наш с Дмитрием Сибирцевым выбор пал на музыку Римского-Корсакова, и кому-то он покажется неожиданным. Но мне давно хотелось глубже проникнуть в своеобразный мир этого автора, мир, в котором много пейзажности, созерцательности, повествовательности, а из них часто рождается драма. В процессе выбора возникали разные мысли, — например, о «Прощании с Петербургом» Глинки. Но в моем представлении этот цикл скорее создан для крепкого тенора, — такого, как Георгий Нэлепп или Николай Гедда, — они чудесно это пели.
За исключением вокального цикла «Весной», вся программа будет новой. Но меня это не пугает: хочется использовать любой шанс для творческого развития, тем более, когда рядом с тобой такой партнер, как Дмитрий Сибирцев».
Павел Янковский:
«Предстоящий концерт я ожидаю с большим воодушевлением и радостью. Во-первых, хотелось бы помузицировать с Дмитрием Сибирцевым. Так сказать, заочно мы познакомились в Новосибирске: он меня услышал в «Аиде», я его — на сольном концерте Вероники Джиоевой. Тогда и появилось желание сотрудничать с этим тонким, чутким, опытным музыкантом.
Во-вторых, важен сам автор — Сергей Рахманинов. Я с радостью согласился с этим выбором Дмитрия Сибирцева. С фортепианной музыкой Рахманинова я познакомился довольно давно, еще начинающим пианистом, и она меня пленила. Тогда я еще не думал о карьере певца. Вокальную музыку композитора я по-настоящему узнал гораздо позже, и сейчас это один из моих любимейших авторов.
Так получается, что я очень занят в опере, и камерную музыку удается петь нечасто, — тем интереснее сделать эту программу, в которую войдут и сочинения, которые я уже исполнял, и несколько новых вещей. Еще один момент: в другом отделении концерта будет петь Алексей Татаринцев, один из моих любимейших певцов и партнеров по сцене. Такое соседство особенно приятно».
Партия фортепиано — лауреат премии города Москвы Дмитрий Сибирцев, Анна Ситникова.
В фестивале участвуют солисты Минин-хора: София Ефимова (22.12), Даниил Чесноков (22.12.), Вероника Погребная-Ляликова (23.12), Юрий Беляев (25.12), Светлана Николаева (26.12), Маргарита Петухова (26.12), а также пианистка Елена Ильина (все дни, кроме 24.12.).
В концерте 23 декабря партию мандолины в романсе Танеева «Венеция ночью» на стихи А. Фета исполнит солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н.П. Осипова Ирина Колосова (домра).
Все программы комментирует Михаил Сегельман.
Пресс-служба Минин-хора