3 ноября 2018 года впервые на одной сцене (Таруса, Дом литераторов) выступят пианистка Екатерина Мечетина и Камерный Оркестр Тарусы под управлением Ивана Великанова.
Знаменательная встреча двух талантливых музыкантов состоялась несколько ранее, но также «под знаком музыки», на съемках программы «Квартет 4х4» телеканала «Культура», где Екатерина была одним и членов жюри, а Иван выступал в числе конкурсантов со своим ансамблем старинной музыки «Alta Capella». Тогда же они, просчитав выгоды такого творческого союза, решили осуществить совместный проект.
Екатерина Мечетина — солистка Московской филармонии, член Совета Президента РФ по культуре и искусству, лауреат международных конкурсов и молодежной премии «Триумф», опытный концертирующий пианист и преподаватель Московской консерватории.
В ее карьере все начиналось с опережением: вышла на сцену с сольным выступлением еще дошкольницей, сыграла с симфоническим оркестром в десятилетнем возрасте, рано начала преподавать.
Ныне пианистка, обладающая, по словам Родиона Щедрина, «ярким, блистательным талантом», выступает на всемирно известных сценах: в залах Московской консерватории и Московского Дома Музыки, Концертном зале им. П. И. Чайковского, в Большом театре, Concertgebouw (Амстердам), Yamaha Hall, Casals hall (Токио), Konzerthaus (Берлин), Theatre des Champs-Elysees, Salle Gaveau (Париж), Большой зал Миланской консерватории и Auditorium (Милан), Sala Patricia Meireles (Рио-де-Жанейро), Alice Tully Hall (Нью-Йорк) и др.
В ее обширном репертуаре более 45 концертов для фортепиано с оркестром, множество сольных и камерных программ.
«…Мечетина — прекрасная пианистка, ее игра — смелая и уверенная, как и должно быть у представителя русской фортепианной школы»,
– отмечал корреспондент «The Boston Globe»
Иван Великанов — дирижер, композитор, исполнитель старинной музыки. Окончил Московскую консерваторию как композитор и дирижер. Автор ряда сочинений для различных составов, в т.ч. хорео-хоровой драмы «Сетанта, неустрашимый пес Уладов» (по мотивам древнеирландского эпоса и цикла пьес У.Б. Йейтса), с которой Иван выиграл конкурс Большого театра (в номинации «создание оперы или балета для юношества») и стал лауреатом Международного конкурса молодых композиторов им. П. Юргенсона (2008), музыкальной пантомимы «Прометей прикованный» (по одноименной трагедии Эсхила; 2017).
В 2009 создал первый в России ансамбль старинных духовых инструментов «Alta Capella». Организатор и художественный руководитель Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения «La Renaissance» (2011–2016, Москва).
В 2014–2017 работал в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В 2017 дирижировал операми «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, балетом «Ромео и Джульетта» Прокофьева в Михайловском театре (Санкт-Петербург), также работал с Д. Юровским в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета («Бал-маскарад» Дж. Верди). Приглашенный дирижер оркестров «Toscana Classica» (Флоренция, 2016), «Volga Philharmonic» (Самара, 2018).
Со времени основания Камерного Оркестра Тарусы (2014) его художественным руководителем является Иван Великанов. Одна из основных концертных площадок оркестра — тарусский Дом литераторов, строительство которого совпало со становлением молодого коллектива.
Творческий путь оркестра неразрывно связан с уникальным природно-архитектурным и историческим заповедником, городом Тарусой, бережно хранящим свою особую культурную атмосферу и традиции.
Таким же «заповедным» является репертуар, включающий музыку XVIII-XX вв. в аутентичной манере на исторических инструментах. Подготовлено уже 14 концертных программ — «от К.В. Глюка до Г. Малера» — в которых с оркестром выступали такие «звезды» молодого поколения, как В. Урюпин (кларнет), М. Емельянычев (фортепиано), В. Песин (скрипка), С. Полтавский (альт), Д. Синьковский (скрипка), Е. Румянцев (виолончель), О. Мартынова (клавесин), А. Батракова (фагот), И. Сопова (альт, виоль д’амур), А. Косарская (гобой) и др.
Некоторые популярные произведения (такие, как «Вальс-фантазия» Глинки), впервые были исполнены в России на исторических инструментах. Московский дебют оркестра состоялся осенью этого года в Рахманиновском зале консерватории на фестивале памяти Андрея Волконского.
Для первого совместного выступления Екатерина Мечетина и Иван Великанов выбрали «классический» вариант программы — шедевры великих, причем оба композитора предстанут в несколько непривычном для широкой публики ракурсе: трагический Моцарт и лирический Бетховен.
Жанр инструментального концерта, необычайно востребованный в XVIII веке, всегда привлекал внимание Моцарта, который вел очень активную артистическую деятельность. В частности, он устраивал «академии» — концерты по подписке; на одном из таких «Пятничных концертов» в 1785 в венском казино Мельгрубе был впервые исполнен Концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор с композитором в качестве солиста.
Подобно другим ре-минорным произведениям Моцарта, он принадлежит к самым драматическим страницам его творчества. Этот концерт очень ценил Бетховен, написавший к нему собственную каденцию (авторские же каденции не сохранились). По мнению пианиста Михаила Воскресенского,
«в нем трагизм выражен с удивительной силой и правдивостью, а исповедь солиста — с неподдельной искренностью… Вспоминаешь, что Моцарт жил в эпоху бури и натиска, которую впоследствии так ярко отразил Бетховен, хотя Моцарт был, безусловно, провозвестником этого направления.
Такой порывистости и ощущения борьбы, как в финале этого концерта, пожалуй, не найдешь даже и у Бетховена, а оркестровая экспозиция прямо-таки предвосхищает сцену бури из оперы Вагнера “Валькирия”…»
Четвертая симфония Бетховена си-бемоль мажор — одно из редких в наследии композитора лирических сочинений крупной формы. Она озарена светом счастья, идиллические картины согреты теплом искреннего чувства. Не случайно Шуман называл ее стройной эллинской девушкой между двумя северными исполинами — Третьей и Пятой.
Она была создана словно на одном дыхании, чему немало способствовала атмосфера, окружавая композитора летом 1806 года. Он находился тогда в замке графов Брунсвиков. С Францем Брунсвиком его связывала тесная, почти братская дружба (ему посвящена «Аппассионата»), весьма глубокие чувства он испытвал к сестрам Жозефине (бывшей, предположительно, прообразом героини оперы «Фиделио» Леоноры) и Терезе.
По словам исследователя творчества композитора Р. Роллана,
«Четвертая симфония — чистый цветок, хранящий благоухание этих дней, самых ясных в его жизни».
Премьера симфонии состоялась в 1807 году, в доме князя Лобковица в Вене. Посвящение графу Ф. Опперсдорфу, быть может, явилось благодарностью за предотвращение крупного скандала в поместье князя К. Лихновского, когда в очередной раз сказался взрывной темперамент и обостренное чувство собственного достоинства композитора.
Столь же «классичен», как и программа, сам концертный зал Дома литераторов в Тарусе. Его акустика идеально совпадает с теми помещениями, где проходили премьеры сочинений, которые будут исполнены в нынешнем концерте.
По словам художественного руководителя и дирижера Камерного Оркестра Тарусы, Ивана Великанова,
«наш зал — отчасти гостевой, а не концертный; именно в таких помещениях, в подобной атмосфере встречи друзей и знакомых и звучали впервые новые сочинения классиков…».
Как считает Екатерина Мечетина,
«концерт вообще — живая пульсирующая кровь. Высшие моменты ощущаешь по тишине, когда замирает дыхание зала. Если в течение вечера возникло хотя бы несколько таких мгновений, значит, концерт прошел не зря».
Надеемся, что предстоящий концерт подарит и публике, и исполнителям такие мгновения. Давайте услышим вместе замирающее дыхание зала!
Итак, встречаемся 3 ноября в 15.00 в Тарусе, в Доме литераторов!
Пресс-служба Камерного оркестра Тарусы
Адрес Дома литераторов: Калужская обл., г. Таруса, ул. Веселая, 23
Как добраться:
- Прямой автобус от автовокзала у ст. метро «Теплый стан», там же где метро, выход на Новоясеневский просп., немного пройти в сторону области.
Отправление 09.10, 20.10
- Через Серпухов.
А) автобусы от ст. метро «Южная» каждый час или полчаса.
Б) электрички Курского направления, смотреть накануне в сети расписание обязательно, часто меняют. Садиться можно на Курском вокзале, в Царицыно.
В Серпухове, спустившись с моста на автовокзал, пройти вперед на последний перрон, и до конца направо: остановка автобуса и маршруток в Тарусу. Каждые полчаса-час.
- На автотранспорте.
Маршрут №1
- По Симферопольскому шоссе «Варшавка» на 82 км поворот направо, указатель «Балабаново, Малоярославец»;
- двигаемся по главной дороге;
- переезжаем переезд прямо до Т-образного перекрестка;
- на нем поворачиваем налево, двигаемся по главной дороге;
- На 3-м светофоре поворачиваем направо указатель «г. Протвино»;
- далее все время прямо;
- выезжаем из г. Серпухов, двигаемся прямо до развилки;
- поворачиваем налево под указатель «Дракино, Таруса»;
- на этом повороте с права остается «Мебельный центр».
Двигаемся по главной дороге переезжаем через «р. Протва», «д. Гурьево», «с. Волковское», «д. Кузьмищево», поворот налево — г. Таруса, въезжаем в город, двигаемся все время по главной дороге, после 2-го светофора через 1,5 км поворот налево указатель «Дом отдыха “Серебряный Век”». Въезд через ДО «Серебряный век».
Маршрут №2
- По Симферопольскому шоссе «Варшавка» на 97 км поворот направо, указатель «г. Серпухов»;
- двигаемся по главной дороге прямо;
- переезжаем через переезд;
- на 3-м светофоре налево, ориентир ТЦ «Орбита»;
- двигаемся прямо до тупика «Больница», по главной дороге налево до светофора;
- на нем налево указатель «Протвино, Таруса»;
- далее до магазина «Мебельный центр», он остается справа, на развилке поворачиваем налево под указатель «Дракино, Таруса».
Двигаемся по главной дороге переезжаем через «р. Протва», «д. Гурьево», «с. Волковское», «д. Кузьмищево», поворот налево — г. Таруса, въезжаем в город, двигаемся все время по главной дороге, после 2-го светофора через 1,5 км поворот налево указатель «Дом отдыха “Серебряный Век”». Въезд через ДО «Серебряный век».