«Мне Снится Явь» камерная музыка Юрия Буцко и Ивана Соколова в Музее Нонконформизма (галерея Надежды Брыкиной) 8 ноября 2024 года в 19:00 В рамках выставки Марлена Шпиндлера “Живопись на свободе”.
«Энергия не возникает и не исчезает, она может лишь передаваться от одного тела к другому, переходить из одого вида в другой»
— этот универсальный закон применим и к творческим процессам.
Бунин и Ходасевич вдохновляют молодого Буцко с его радикальным неприятием официальной эстетики, поиском «живой воды» русского искусства. В полный голос интонация композитора звучит в созданном в 1975 году Первом фортепианном трио. Именно в это время происходит и знакомство Юрия Буцко с художником Марленом Шпиндлером, ровесником и единомышленником. «Избирательное сродство» этих уникальных личностей основывается на роднящем их отношении к искусству как территории внутренней чистоты и свободы.
«Я стою на пороге прекрасного светлого храма музыки великого русского композитора Юрия Буцко»
— говорит Иван Соколов.
«Но пока не делаю этого последнего шага через порог».
Эти слова продиктованы не ложной скромностью, но глубоким пониманием сути творчества, своего и чужого. Буцко воздвигнул свой храм, Соколов строит свой.
В 2020 году, осенью, Иван Сколов пишет свое Второе фортепианное трио. Инь и ян. Материя и дух. Добро и зло. Бескомпромиссный поиск главного.
Путь к гармонии Духа, который Буцко и Соколов реализуют в музыке, кардинально отличается, но при этом картина мира, рождаемая в каждом из этих сочинений, дополняет друг друга, создавая удивительнейший калейдоскоп образов души человека.
Два вокальных цикла Юрия Буцко созданы с разницей в два года, в начале творческого пути композитора. В этой музыке автор старается осознать свою самобытность русского художника. В опоре на классические образцы вокальных сочинений Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, композитор добавляет туда отголоски мышления человека второй половины двадцатого века.
Первое фортепианное трио Юрия Буцко (1975) продолжает период «Больших сонат» в творчестве композитора. В этот период автор разрабатывает тип большого одночастного камерного сочинения в духе симфонической поэмы на эпико-драматический сюжет. Автор не дает поэтического названия этому трио, но в нем довольно ясно прослеживаются аллюзии на «Всадников Апокалипсиса», в скерцо слышны колокольные перезвоны, и ведущей темой музыкального развития является цитата из знаменного роспева «Ижехерувимы».
Окончание этого сочинения довольно пессимистично, использован кинематографический эффект истаивания посредством удаления зрителя или слушателя от объекта. В коде происходит погружение в некий вакуум, где жизнь превращается в точку, превращается в тишину. И слушателю предлагается «зажечь свечу» уже в своей душе.
Сочинение Ивана Соколова трио № 2 написано в 2020 году. Это вдохновенное романтическое сочинение, богатое на краски, мелодии. Композитор заново переосмысливает традиции романтизма, позволяя в нынешнее время открыть дорогу душевным порывам, страсти.
Каждая из частей трио как бы отражает этапы становления личности. Первая часть – «Юность», горячая, порывистая, вторая часть – «Зрелость», отличается спокойным движением времени. Третья часть уводит слушателя в удивительный мир зазеркалья, дает возможность увидеть жизнь «оттуда». Заканчивается трио всепрощением.
Об исполнителях
Александра Дурсенева – обладательница глубокого, выразительного голоса, большой диапазон и тембровые возможности которого позволяют певице исполнять контральтовый и меццо-сопрановый как оперный, так и камерный репертуар.
В 1993 году она стала лауреатом международного конкурса вокалистов им. Глинки, в 1994 завоевала 1 премию на конкурсе камерных певцов «Янтарный соловей». С 1994 года Александра Дурсенева – солистка Большого театра России.
Принимала участие в постановках Парижской национальной оперы, Королевской оперы «Ковент-Гарден», Баварской национальной оперы, итальянских театрах «Ла Скала», «Ла Фениче» (Венеция), Оперном театре Кальяри, Датской Королевской опере (Копенгаген), Нидерландской национальной опере (Амстердам), Норвежской опере, Дворце искусств Королевы Софии (Валенсия), театрах Дублина, Лейпцига, Йены.
Выступала с выдающимися дирижерами, среди которых Геннадий Рождественский, Марк Эрмлер, Андрей Чистяков, Владимир Федосеев, Юрий Темирканов, Михаил и Владимир Юровские.
Камерный репертуар певицы включает в себя произведения М.Глинки, П.Чайковского, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова, А.Бородина, С.Рахманинова, Дж.Верди, Ж.Бизе, К.Сен-Санса, А.Дворжака, Р.Вагнера, К.Вайля, В. Агопова, А. Шенберга, Ю.Буцко.
Карина Погосбекова окончила Московскую Государственную Консерваторию, а затем аспирантуру там же по специальностям сольное фортепиано и концертмейстерское мастерство.
В настоящее время работает концертмейстером на вокальном факультете, а также преподаёт концертмейстерское мастерство на кафедре концертмейстерского искусства Московской Консерватории.
Ведёт активную концертную деятельность. Выступала со многими мастерами оперной сцены, такими как: Елена Образцова, Маквала Касрашвили, Хибла Герзмава, Эрик Курмангалиев, Александра Дурсенева, Екатерина Губанова, Елена Максимова, Максим Пастер, Ксения Дудникова, Ольга Селиверстова и другими.
На протяжении 12 лет Карина Погосбекова была постоянным концертмейстером народного артиста СССР З.Л.Соткилава.
В 2013 году в качестве коуча работала на проекте Первого канала Российского телевидения “Призрак оперы”.
В 2015 году участвовала в премьере авангардной оперы М. Матюшина “Победа над солнцем” в театре музыки и драмы под руководством Стаса Намина, а также в показе оперы на международном фестивале “Art Basel” (Базель, Швейцария).
В 2018 году принимала участие в мировой премьере оперы Ильи Демуцкого “Чёрный квадрат”.
С 2019 по настоящее время – организатор и художественный руководитель фестиваля современной вокальной музыки “Музыка нашего времени”.
Дарья Дверник Выпускница Академического музыкального училища при МГК им. П. И. Чайковского (класс доцента М. И. Кесельман). Окончила в 2012 году МГК им. П.И.Чайковского (класс профессора А.А.Мельникова, скрипка; класс профессора А.В.Галковского, струнный квартет). Лауреат междурародного фестиваля – конкурса Musica classica (Руза, 2009 год)
В 2010-16 гг. -первая скрипка в составе Franz-квартета. Сотрудничала с ансамблями Questa Musica Филиппа Чижевского и Veritas Максима Емельянычева. Играла с такими музыкантами как Михаил Воскресенский, Сергей Кузнецов, Антон Павловский, Григорий Кротенко, Сергей Фильченко, Илья Гиндин. С 2016 года артистка ГАСО России им. Е. Ф. Светланова.
Илья Кононов окончил МГК им. П.И. Чайковского в 2011 году (класс профессора М.К. Чайковской, виолончель, А.А. Корчагина, квартет, Ю.М. Буцко, инструментовка). С 2010 года артист ГАСО России имени Е.Ф. Светланова. с 2017 года – приглашенный концертмейстер группы виолончелей Tekfen Philharmonic orchestra (Istanbul). Лауреат международного конкурса по композиции имени Дунаевского (Москва 2021). С 2017 года – директор Фонда Юрия Буцко.
Екатерина Белых пианистка, композитор. Участник молодёжной секции Союза Московских композиторов, образовательного заезда «Больше чем театр» арт-кластера Таврида. Сотрудничала с вокальным ансамблем «N-Caged» в рамках композиторского практикума «Голос как инструмент».
Стажер 5-го исполнительского практикума Московского ансамбля современной музыки. Победитель l сезона молодёжной лаборатории «МузАртМедиа». Принимала участие в записи юбилейного (25 лет) диска фонда “Новые имена”, член Московского музыкального общества. Художественный руководитель фестиваля современной и классической музыки «Musica Motus».
Соб. инф.