8 сентября 2023 в Рахманиновском зале Московской консерватории прозвучит заключительная программа авторской серии концертов Элеоноры Карпуховой, к 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова.
«Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его веру и мысли, возникшие под впечатлением книг, картин, которые он любит. Она должна стать обобщением всего жизненного опыта композитора».
Именно таким обобщением можно назвать редкие сочинения позднего периода творчества Рахманинова.
В эмиграции для композитора стали вдохновением не только воспоминания, но и шедевры предшествующих эпох. Так в творчестве Рахманинова появились поздние транскрипции произведений Шуберта, Бизе, Чайковского, и многих других.
Рахманинова до сих пор называют одним из последних романтиков в музыке. Действительно, он сохранял в своем стиле связь с эпохой XIX века даже тогда, когда большая часть его современников, решительно отказалась от неё во имя «новой» музыки. Но Рахманинов был твёрд в своих убеждениях: «Если мы хотим настоящей музыки, нам необходимо возвратиться к основам, благодаря которым музыка прошлого стала великой. Музыка не может ограничиться краской и ритмом; она должна раскрывать глубокие чувства» – говорил композитор в одном из поздних интервью.
В исполнении Элеоноры Карпуховой прозвучат транскрипции, созданные в 1920-х: переложение романса «Куда?» Шуберта из цикла «Прекрасная мельничиха», транскрипция на тему вальса Крейслера «Муки любви», а «Менуэт» из «Арлезианки» Бизе в это время композитор вновь отредактировал. Интересно, что именно транскрипция стала последним сочинением Рахманинова. В 1941 году, как утешение в неспокойное время, появилась обработка «Колыбельной песни» Чайковского.
По-другому эту линию обращений к эталонам прошлого продолжили Вариации на тему Корелли op. 42 – одно из самых исполняемых и оригинальных произведений Рахманинова. Столь неожиданный для композитора выбор первоисточника, тем не менее, легко объясняется. Тему «подсказал» ему скрипач Фриц Крейслер, с которым они были дружны и неоднократно выступали. Сам Крейслер был автором многих сочинений, стилизованных в духе барокко.
Рахманинов же выбрал совершенно иной путь, и создал поистине уникальное сочинение. Удивительно, как старинная португало-испанская мелодия (которую, как оказалось, и сам Корелли заимствовал, о чем Рахманинов узнал позднее) переплетается с красочными рахманиновскими гармониями и по звучанию приближается к русской музыке! Написанные в 1931 году, Вариации на тему Корелли во многом предвосхитили последние сочинения Мастера.
В дополнение к поздним опусам прозвучат 13 прелюдий соч. 32 – шедевр, написанный в один из самых счастливых периодов жизни композитора. Над циклом Рахманинов работал в любимой Ивановке, летом 1910 года. Вместе с ранее написанными прелюдиями op. 23 и юношеской Прелюдией cis-moll они составляют цикл из 24 пьес во всех тональностях, как это было у Баха, Шопена и многих других. Но не это главное: каждое произведение цикла – почти что афоризм – красочный, точный и глубокий. Именно к этому стремился сам композитор.
Анна Фарбак