Абонемент «Бах» Московской филармонии открывается концертом Юрия Фаворина и Московского камерного оркестра Musica Viva; они представят пять концертов Иоганна Себастьяна Баха.
14 октября 2022, 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского
Фаворин исполняет Баха нечасто и еще реже посвящает ему целый вечер; тем интереснее услышать Баха в интерпретациях пианиста.
Musica Viva – яркий пример универсального коллектива, в репертуаре которого одинаково убедительно звучит музыка от барокко до наших дней. На то, как Musica Viva исполняет сочинения романтиков и наших современников, влияет опыт активного освоения оркестрантами музыки барокко.
Именно при участии Musica Viva на сцене Московской филармонии впервые состоялись концертные исполнения опер Генделя, впоследствии ставшие регулярными. Уже не одно десятилетие коллектив регулярно исполняет сочинения Баха, Хассе, Вивальди под управлением как приглашенных дирижеров, так и Александра Рудина, своего художественного руководителя.
Юрий Фаворин: «Композиторы предсказывают катастрофы, но мы понимаем это лишь задним числом»
«Благодаря своим педагогам, я всегда старался избегать чрезмерностей в интерпретациях, и более близкое знакомство с аутентичным направлением не так уж и много во мне перевернуло,
– рассказывает Александр Рудин.
– Просто я стал более прямо следовать тому, что и так было в моих мыслях: верность тексту, оглядка на исторический контекст. В частности в том, что касается музыкального образования во времена, когда на любительском уровне музыкой занимались практически все… играли без излишнего напряжения, без стресса, без страха, легко, естественно, не задумываясь о том, сложно ли это, не настраиваясь целый час и не думая несколько дней о предстоящем выходе на сцену».
Аутентичное, или, точнее, исторически информированное направление в исполнительстве определяет и подход к Баху пианиста Юрия Фаворина:
«Баха я играю нечасто, потому что сегодня непросто понять, как должен звучать Бах на фортепиано после опыта аутентистов на старинных инструментах»,
– признается он.
В исполнении Фаворина, одного из ярчайших российских пианистов своего поколения, привычнее слышать шедевры романтиков или ультрасовременные сочинения, в том числе и написанные для него. Обращая пристальное внимание на опыт аутентистов, себя к ним не причисляют ни Фаворин как пианист, ни Рудин как виолончелист и дирижер. Тем любопытнее, какими предстанут пять концертов Баха в интерпретации Фаворина и оркестра Musica Viva.
Клавирные концерты BWV 1052–1059, как и многие другие, Иоганн Себастьян Бах переделал из сочинений, написанных прежде. Некоторые части концертов, в свою очередь, послужили основой для дальнейшей переработки, что было в духе времени: Бах регулярно перерабатывал свои и чужие сочинения с участием разнообразных инструментов, передавая партии духовых – струнным, струнных – клавишным, и наоборот.
К клавирным концертам примыкает Бранденбургский концерт № 5, партитура которого включает сольные партии клавесина, флейты и скрипки. Такой же состав исполнителей, как у Пятого Бранденбургского, предполагает и Концерт ля минор, BWV 1044 для флейты, скрипки, клавира, струнных и бассо континуо.
Пресс-служба Московской филармонии