
Московская филармония впервые предлагает любителям старинной музыки уникальный абонементный цикл «Клавесин: страницы истории», составленный из концертов-лекций авторитетного знатока музыкального барокко Ольги Мартыновой.
Вместе с ней слушатели окунутся в ретроспективу клавирной музыки и познакомятся с творчеством мастеров, создававших произведения для клавишных инструментов – предшественников современного рояля.
Клавиристку с мировым именем, профессора Московской консерватории и преподавателя Гнесинской школы Ольгу Мартынову коллеги называют «русским Леонхардтом» и «мамой отечественного клавесинизма», справедливо полагая, что благодаря ей и ее ученикам значительно обогащается и расширяется сообщество великолепных исполнителей в России и за ее пределами.
Другой неофициальный, но весьма почетный титул Ольги Мартыновой – «одна из основательниц российской современной клавесинной школы». Ее авторитет и мастерство, а также глубочайшие знания в области истории клавирной музыки и устройства всевозможных инструментов, для которых она создавалась, признаны повсеместно: Ольгу Мартынову очень высоко ценят и в музыкантской, и в слушательской среде.
Первая программа цикла 25 ноября знакомит с авторами, писавшими для вёрджинела (английской разновидности спинета). Это крупнейший композитор елизаветинской эпохи, родоначальник школы английских вирджиналистов Уильям Бёрд и его младшие современники Джон Булл, Джайлс (Жиль) Фарнеби и Орландо Гиббонс.
Любопытно, что последний был одним из самых любимых авторов легендарного канадского пианиста Гленна Гульда.
«Гиббонс соединил в себе две эпохи: предренессансную – с ее восхитительной анонимностью, и эпоху барокко – с ее нарочитым индивидуализмом,
– писал Гульд.
– Правильно или нет делал Гиббонс, когда соединял модальную и тональную техники, когда писал кристально чистые гимны, которые вполне могли бы быть написаны Пёрселлом, Мендельсоном или Чарльзом Уэсли, я могу сказать лишь одно: «Вот что я хотел бы делать, если бы жил в ту эпоху».
Вторая программа (15 марта 2024) будет посвящена лучшим немецким клавесинистам добаховской эпохи – Иоганну Якобу Фробергеру, Маттиасу Векману, Дитриху Букстехуде (которого, как гласит легенда, Бах ходил слушать в Любек) и Георгу Муффату.
Завершится цикл 17 мая 2024 программой, в которой наряду с сочинениями Великого Франсуа Куперена (творчество которого стало вершиной развития французской клавесинной музыки) прозвучат пьесы его современников-конкурентов, выдающихся виртуозов и импровизаторов своей эпохи – Гаспара Ле Ру и Луи Маршана.
Пресс-служба Московской филармонии