14 апреля 2024 в 14:00 в Малом зале консерватории лауреаты международных конкурсов, солисты ведущих оркестров Москвы Нина Куприянова, Елизавета Симоненко, Елизавета Ставцева, Татьяна Емельянова, Андрей Матюхин, Станислав Ярошевский, Арсений Безносиков, Михаил Фейман, Анна Пегова и другие исполнят программу, объединяющую композиторов Германии разных эпох.
Прозвучат оригинальные произведения композиторов-арфистов, написанные для своего инструмента соло и в ансамблях, а также различные переложения.
“Листок из альбома ” – жанр импровизационный по своей природе, изначально подразумевавший пьесы, которые записывались (как это было принято в 19 веке) в альбом даме. Своеобразным аналогом здесь могут служить лирическое стихотворение или этюд в живописи.
Неаполитанская народная песня «О mamma, mamma Cara”, популяризованная Николо Паганини, благодаря его вариациям «Венецианский карнавал», привлекала многих композиторов.
Для арфы цикл вариаций «Карнавал в Венеции» написал известный немецкий арфист-виртуоз Вильгельм Поссе. Его исполнительское искусство высоко ценили Франц Лист и Иоганн Штраус.
«Карнавал» В. Поссе демонстрирует все грани технических возможностей арфиста-исполнителя и вот уже более ста лет входит в репертуар арфистов всего мира.
Эрнест Теодор Амадей Гофман личность знаковая для европейской культуры. Его считают автором первой романтической оперы, а его литературные произведения послужили основой для многих великих музыкальных сочинений, как например, балет П. И. Чайковского “Щелкунчик”.
В 1807 году Гофман написал квинтет для арфы и струнного квартета. С тех пор он полюбился арфистами и нередко исполняется. А в 2020 году музыканты Инструментального квинтета Большого театра впервые исполнили его своим составом в Бетховенском зале.
Жанр сонаты в творчестве Хиндемита занимает особое место. Обращение к арфе было навеяно знакомством с известной итальянской арфисткой Клелией Гатти- Альдрованди. Соната для арфы родилась в непосредственной близости с созданием тонально-гармонической системы композитора. В произведении прослеживается значимость интервалов нисходящей секунды (“мотив воздуха “), а также кварты, как основного строительного материала гармонической и мелодической ткани.
Шиллеровское трио, написанное Алесандром Тлеуовым отсылает к поэтическим образам, которые декларировались представителями Веймарской школы – Шиллером и Гёте, обозначает стремление к романтическим идеалам, простоте, благородству, воплощённое в жанре классической сюиты.
В концерте традиционно выступает Инструментальный квинтет Большого театра. Солисты оркестра Большого театра арфистка Елизавета Симоненко, флейтист Станислав Ярошевский и альтист Михаил Ковальков исполнили в стенах театра Сонату Дебюсси и после этого решили объединиться со скрипачкой Светланой Микляевой и виолончелистом Степаном Худяковым, создав Инструментальный квинтет Большого театра в 2017 году.
Соб. инф.