Москва и Петербург одновременно станут местом проведения международного фестиваля современной хореографии «Context. Диана Вишнёва».
В программе – выступления ведущих трупп из Франции, Швеции, Нидерландов, Швейцарии, Канады и США. А в центре этого хореографического пиршества – королева танца Диана Вишнёва.
Танцовщица выйдет на сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где состоится официальное открытие фестиваля.
Оказаться в «Контексте» «Балету Мориса Бежара» было давно пора. Сам хореограф когда-то вырвал балет из академического плена и начал создавать современный танец. Бежара нет на свете уже девять лет, но продолжает жить созданная им труппа.
Руководит ею Жиль Роман – прежде первый танцовщик театра, теперь хранитель наследия. В Москву хореограф привез два спектакля – па-де-де «Отдельная комната» из балета Мориса Бежара и российскую премьеру «Цвет блюз».
«Современный танец – это не техника, это состояние. Он отражает настроение своей эпохи, идет в ногу со временем. Язык тела может высказать любую идею. Трактовать её пусть зритель берется сам»,
– говорит Жиль Роман.
От шведского хореографа Матса Эка всегда ждут провокации. У него репутация бунтаря, насмешника, интеллектуала. Ожидания, похоже, оправдает и в этот раз. Как только прилетел в Москву, хореограф отправился за реквизитом – покупать вязанки дров и главный инструмент – топор.
«Топор – он и есть топор, здесь нет никакого тайного смысла. Но вот отношение к нему у героев танца разное. Для мужчины это инструмент практического толка, для женщины – оружие, символ насилия. Мне хотелось показать любовь двух людей, между которыми лежит топор»,
– поясняет Матс Эк.
Любой танец от Матса Эка – взрывной, наглый, или в духе театра абсурда, всегда превращается в объяснение вечной любви и страсти. В спектаклях Эка всегда танцует его муза и жена – Ана Лагуна. Им обоим уже за 60, они объявили, что заканчивают карьеру. «Топор» – их последняя работа.
«Я танцовщица в возрасте, и кому-то это кажется странным. Да, я не такая гибкая, как молодые артисты. Но у меня своя пластика, и ею я могу многое передать»,
– признаётся Ана Лагуна.
Визита этих танцовщиков в Москве ждут давно. Американская труппа Lines Ballet в Россию приехала впервые. Ее хореограф – Алонсо Кинг – «поэт танца», как его называют. К хореографии относится как к науке: берёт за основу геометрические принципы энергии и эволюции и трансформирует их в новый язык движения. Так появилась и его постановка «Концерт для двух скрипок» на музыку Баха.
«Есть логика, и есть эмоция. Но Бах прекрасно дает нам понять, как можно и важно совмещать математику и чувства. Их нельзя рассматривать раздельно»,
– убеждён Алонсо Кинг.
Как из мелодии, мысли, движения рождается новая хореография? Это будут не только показывать, об этом будут много и подробно говорить. В программе фестиваля – выступления, творческие встречи, мастер-классы.