
21 декабря 2024 года в Большом зале Петербургской филармонии на фестивале «Площадь Искусств» дебютирует виолончелистка Мария Зайцева – лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского (II премия) и триумфатор престижного, крупнейшего в Германии конкурса ARD (Мюнхен, 2024), на котором исполнительница получила не только первую премию, но и пять специальных призов, в том числе, приз зрительских симпатий и приз Мюнхенского камерного оркестра.
С Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением главного дирижера коллектива Димитриса Ботиниса Мария Зайцева исполнит Виолончельный концерт Элгара.
Также в этот вечер в исполнении оркестра прозвучат Вступление и «Смерть Изольды» из знаковой оперы Вагнера «Тристан и Изольда», ставшей поворотной для истории музыкального искусства, и Первая симфония Сергея Рахманинова, в судьбе которой Зал Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии) сыграл ключевую роль.
В программе XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» Мария Зайцева выступит впервые, однако сцена Большого зала Петербургской филармонии ей уже знакома: в 2023 году, во время финального тура XVII Международного конкурса имени Чайковского, выступление здесь принесло виолончелистке II премию на одном из самых престижных мировых музыкальных состязаний.
Особенным значением в программе концерта обладает Первая симфония Сергея Рахманинова.
Первое ее исполнение состоялось в 1897 году в этих стенах – в зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал филармонии) – и прошло настолько неудачно (ключевую роль в этом несчастливом сюжете, судя по отзывам современников, сыграл дирижер), что повергла Рахманинова в глубокий творческий кризис: в течение нескольких лет он не мог сочинять. Симфония оставалась неизданной, а партитура считалась утраченной.
Но как зал филармонии стал соавтором провала, так стал он соавтором и даже инициатором возвращения этой музыки к жизни.
https://www.classicalmusicnews.ru/news/participants-from-russia-took-four-prizes-at-ard-competition/
«Именно благодаря Ленинградской филармонии это сочинение было восстановлено,
– рассказал на пресс-конференции перед открытием фестиваля Евгений Петровский, художественный руководитель Большого зала филармонии,
– Инициатива восстановления принадлежит бывшему художественному руководителю Ленинградской филармонии Александру Оссовскому. В 1944 году, ровно 80 лет назад, он нашел в Беляевском архиве в консерватории оркестровые голоса, по которым и была восстановлена партитура и с тех пор мы имеем возможность это сочинения слышать. Именно его выбрал для своей программы на фестивале главный дирижер Академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис».
Билеты на концерт доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.
https://www.classicalmusicnews.ru/interview/maria-zaitseva-2024/
Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» – один из крупнейших российских фестивальных проектов, основанный маэстро Юрием Темиркановым в 1999 году, в этом году проходит с 14 по 24 декабря, он посвящен 25-летию со дня основания.
Фестиваль открылся 14 декабря программой, в которой высокая классика прозвучала вместе с мировой премьерой Симфонии Валерия Воронова. Композитор посвятил сочинение, созданное по заказу главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева специально для Заслуженного коллектива России, его первым исполнителям – оркестру и дирижеру.
Также в этот вечер в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Николая Алексеева прозвучала фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и Второй фортепианный концерт Рахманинова, солист – Денис Мацуев.
Среди участников XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» – крупнейшие российские исполнители, звезды мировой классической музыки.
https://www.classicalmusicnews.ru/reports/arts-square-2024-opening/
На сцене Большого зала Петербургской филармонии наряду с концертами филармонических Заслуженного коллектива России и Академического симфонического оркестра выступают Национальный филармонический оркестр России и Симфонический оркестр Мариинского театра, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова и Камерный ансамбль «Солисты Москвы».
Дирижерами фестивальных программ выступают главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра филармонии Димитрис Ботинис (Россия/Греция), а также – Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Александр Сладковский, Юрий Башмет.
Солисты фестивальных программ – пианисты Денис Мацуев, Николай Луганский, Элисо Вирсаладзе, Иван Бессонов, сопрано Хибла Герзмава и меццо-сопрано Ольга Бородина, скрипачи Вадим Репин и Гайк Казазян, виолончелисты Александр Князев и Мария Зайцева (лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского и победительница Международного конкурса ARD (2024) дебютирует на фестивале).
Заметным событием фестивальной программы станет выступление стипендиатов Международного фонда культурных инициатив маэстро Юрия Темирканова.
В афише – симфонические и камерные концерты, фортепианные, скрипичные, виолончельные вечера в Большом и Малом залах Филармонии. Свои события – выставки, спектакли, концерты – представят на фестивале партнеры Филармонии: Государственный Русский музей, Михайловский театр, Театр музыкальной комедии, Храм Воскресения Христова (Спас на крови).
Полная программа фестиваля – на официальном сайте Петербургской филармонии.
Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии