Духовые инструменты нечасто звучат в наших концертных залах. Концерт виртуоза на корнете принадлежит к числу редких событий в мировой концертной жизни.
Корнет-а-пистон, миниатюрная труба, создание гениальных французских мастеров начала XIX века, сразу после рождения обрел популярность. Потому что дал возможность играть яркую, изящную, виртуозную музыку гораздо привлекательнее и разнообразнее, чем на обычной большой трубе.
К тому же он был столь демократичен и приветлив, что легко и скоро нашел себе место и в танцевальных, и в оперных, балетных, военных оркестрах. Но главное – смог убедительно занять место солиста на концертных сценах Западной и Восточной Европы. Уже к середине XIX столетия для него были написаны многие десятки блистательно-виртуозных и интимно-лирических сочинений, а имена виднейших солистов – Ф. Доверне, Ж. Дюфрена, Л. Марискотти, Ж.-Б. Арбана, Г. Метцдорфа, В. Вурма привлекали сотни поклонников во всем мире.
Корнет вошел в стихию романтической инструментальной культуры так органично и естественно, будто музыкальное искусство с нетерпением ждало его появления. Не случайно к началу ХХ столетия число сольных композиций для него исчислялось уже сотнями, в оперных театрах появилась должность корнетиста-солиста, и лучшие трубачи Европы и Америки стремились получить известность в качестве виртуозов на корнете. В этот период русская школа корнета выходит на первый план, занимая ведущие позиции наряду с французской и немецкой.
Предлагаемая программа составлена преимущественно из сочинений рубежа XIX-XX столетий, отчасти включает и более ранние композиции. В нее включены сочинения эпохи Александра III – царя, который сам играл на корнете и других медных инструментах, покровительствовал русским корнетистам и участвовал в исполнении новых сочинений.
«Золотой период» корнета – время перед Первой мировой войной, которое впоследствии назвали «Прекрасной эпохой» – «La Belle Époque». Этот период, породивший немало новых направлений в искусстве Европы, стал впоследствии источником счастливых воспоминаний, пусть во многом и иллюзорных, когда жизнь казалась легкой, радостной, приятной, беззаботной. И действительно, тогда для корнета написано множество развлекательных, блестящих, изящных пьес, претендующих не столько на глубину и серьезность, сколько на эффектность, развлечение и удивление слушателей, выражение трогательной искренности и простых повседневных радостей.
Их авторами зачастую были не только профессиональные композиторы, но и исполнители-виртуозы, писавшие музыку для себя и собственных концертов. Нередко в подобных композициях содержались эффекты и технические сложности, доступные лишь отдельным виртуозам – ведь их старались сделать неповторимыми и изумляющими!
Леонид Гурьев, один из ведущих исполнителей России на корнете и трубе, был первым, кто открыл отечественному слушателю роскошное изобилие сочинений «Прекрасной эпохи», собирая их не только в государственных библиотеках и архивах, но и в частных коллекциях старых музыкантов.
Это различные фантазии, концертштюки, инструментальные романсы, вальсы, попурри на известные темы, польки, вальсы, каприсы… В этой музыке – дух времени, пульс жизни, которую можно при желании не только понять, но и почувствовать, ощутить ее живое тепло в мелодиях, изысканной стилистике, характерной для того времени «чувствительности», скромному изяществу и благородной экспрессии.
Благодаря творческой энергии исполнителя, эта музыка, поначалу звучавшая лишь в московских концертных залах, в абонементах Московской консерватории, сейчас все чаще доступна слушателям Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Волгограда, Казани…
Концерты Леонида Гурьева обычно сопровождаются рассказами об инструментах, музыке, исполнителях уникального специалиста и обаятельного рассказчика, профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения Валерий Березина.
Как показала практика, тандем виртуоза и искусствоведа полезен для слушателей и приятен для атмосферы концертов, которую коллеги считают очень важной для своих выступлений и музыки, которую они представляют и любят. В. Березин, начинавший творческий путь в качестве исполнителя-кларнетиста, – музыкальный историк, опубликовавший более 100 работ, педагог, дирижер, искусствовед.
Когда-то В. Березина и Л. Гурьева связывали отношения учителя и ученика, но уже давно они сотрудничают как коллеги, придумывая и осуществляя новые проекты, совместно занимаясь исследовательской работой.
Екатерина Иванова, замечательная пианистка и постоянный партнер Леонида Гурьева, выступает не только в качестве аккомпаниатора, но и демонстрирует слушателям редкие пьесы, характерные для салонно-виртуозного музицирования позднего романтизма. Ансамбль и взаимопонимание Леонида и Екатерины столь точны и обаятельны, что представляются совершенно естественными и органичными, – редкий и счастливый союз абсолютного взаимопонимания.
Абонемент № 32 «Антология корнета» «La Belle Epoque» — «Прекрасные времена» включает четыре концерта:
24 октября, воскресенье
Музыка «Серебряного века»
«Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя….»
23 января, воскресенье
«Приношение русским корнетистам»
27 марта, воскресенье
«Петербургская легенда Эмиль Тронье»
22 мая, воскресенье
Салонная музыка рубежа XIX-XX вв.
«Под чарующей лаской Твоею…»
Приобрести абонемент можно на сайте консерватории.
Пресс-служба Московской консерватории