“Спасение утопающих – дело рук самих утопающих”, – эту нехитрую истину давно поняли молодые артисты, ныне решительно взявшие бразды музыкального менеджмента в собственные руки.
Миф о художнике, поглощенном высоким искусством и творящем “в стол”, должен быть решительно отправлен на свалку истории. Сегодняшние артисты в возрасте от 25 до 35 лет энергично организуют для себя и своих единомышленников различные фестивали, акции и прочие культурные события.
Одним из таких проектов стал цикл концертов “Поколение звезд”, который прокатывают по России. Цель – нести в массы классическую музыку и знакомить с лауреатами последних лет. Организатор – известный виолончелист Борис Андрианов, в прошлом сезоне уже выступивший в амплуа художественного руководителя Международного виолончельного фестиваля. Судя по программке, ответственность за концепцию вечера, состоявшегося в КЗЧ, нести должен именно он совместно с продюсерским центром “АМА”.
Так что адресуем в равной мере похвалы и критики в их адрес. И начнем с приятного. Идея привезти в Москву Симфонический оркестр Государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах, безусловно, удачная. Коллектив – один из старейших в России, созданный еще при Василии Сафонове в 1895 году. Творческий энтузиазм и профессионализм оркестра достойны всяческих похвал: хороший ансамбль, неплохая духовая группа, видно, что с коллективом серьезно работают хорошие дирижеры.
Приглашенный на этот концерт 43-летний дирижер Фабио Мастранджело произвел впечатление крепкого профессионала, владеющего тонкой материей аккомпанемента. Правда, держится он на сцене несколько театрально, с ужимками, но в целом воспринимать музыку это почти не мешает.
Что касается солистов – скрипачей Полины Лаптевой и Бориса Бровцына, гитариста Дмитрия Илларионова, кларнетиста Игоря Федорова, самого Бориса Андрианова (“поколение звезд”), – то они практически все прекрасно известны московской публике по фестивалям “Возвращение”, “Крещендо” и пользуются заслуженным уважением.
Так что, пожалуй, зачитывание их подробных биографий со сцены (да при наличии той же информации в программке) было излишним и сильно затянуло и без того перенасыщенное первое отделение, длившееся два часа. “Объять необъятное”, как известно, еще никому не удавалось, но при попытках достигнуть оного страдали невинные, в данном случае аудитория КЗЧ.
Прослушать без перерыва Кларнетовый концерт Копленда, “Цыганку” Равеля и Органный концерт Пуленка (солистка – Светлана Бережная), и фрагменты из Аранхуэс-концерта Родриго, и “Гранд-танго” Пьяццоллы, где зажигал Андрианов, а на закуску еще и первую часть Второго концерта Рахманинова – согласитесь, от такого винегрета может быть не по себе.
Если бы это все поделить на два академических отделения, да выстроить по хронологии или географии, вышло бы совсем неплохо, учитывая качественную игру всех артистов. Но главное, что затем последовало “продолжение банкета”, и публике предложили “Историю солдата” Стравинского, которая никак не монтировалась в данную программу.
Это особенно жаль, поскольку в инструментальном ансамбле объединились упомянутые Бровцын, Андрианов, Федоров, а также отличные музыканты Кирилл Солдатов (труба), Андрей Шамиданов (фагот), Александр Горбунов (тромбон), Александр Парсаданов (контрабас) и Дмитрий Щёлкин (ударные). Возглавил их главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов и провел сочинение очень здорово.
Сложная технология (нерегулярная ритмика, труднейшие духовые партии), выполненная музыкантами играючи, отошла на второй план: в памяти остались блестящий ансамбль, легкая элегантность и шарм этой партитуры.
С обидой за труд артистов приходится вспоминать, как публика в течение исполнения группами уходила из зала, утомленная впечатлениями этого сверх насыщенного вечера.
Быть может, не последнюю роль в такой цепной реакции зала сыграл не слишком удачный выбор чтеца. Сергей Фролов, правда, старался менять голос, читая и за солдата, и за черта, но данным простым и однообразным приемом его “вхождение” в образ и ограничилось. Но, думается, главный просчет заключался в неумелой драматургии вечера.
Евгения Кривицкая, газета “Культура”