Афишу событий X международного фестиваля Musikfest Berlin, который продолжается в эти дни в немецкой столице, продолжило выступление Симфонического оркестра Берлинского радио под управлением Владимира Юровского.
Программа концерта была сосредоточена на немецкой музыкальной культуре разных эпох. Галерея музыки композиторов предстала перед слушателем в виде калейдоскопической серии сочинений, так или иначе связанных с идеей фабулы программы.
Владимир Юровский:
«Данная программа составлялась в сотрудничестве с фестивалем Musikfest Berlin. Мы со своей стороны предложили Третью симфонию А. Шнитке, которую летом оркестр Берлинского радио вместе со мной записал на студии для лейбла Pentatone. В Берлине эта симфония раньше еще никогда не исполнялась в концертах. Тем отраднее, что произведение Шнитке удачно вписалась в контекст берлинского форума, как взаимодействие между новым и старым в музыке. Мы начали наш концерт с ранней Увертюры с трубами до мажор Ф. Мендельсона, который открыл для себя Баха, в частности его «Страсти по Матфею». Дальше программа исключительно подстраивалась под Третью симфонию А. Шнитке – сочинение, которое специфически занимается историей и судьбами австро-немецкой музыкальной культуры.
Там проходит целая галерея образов, хотя и не прямых цитат музыки от Г. Шютца до К. Штокхаузена.
Симфонию Шнитке предварили органная Прелюдия и фуга ми бемоль мажор И. С. Баха в оркестровке А. Шенберга. Я думаю, эта версия баховского сочинения непосредственно как бы ведет к мироощущению самого А. Шнитке, в том числе и к его оркестровой технике.
Еще за несколько недель до концерта, я предложил руководству фестиваля добавить в программу первого отделения произведение современного финского композитора Магнуса Линдберга – Фантазию на тему хорала И. С. Баха «Es ist genug».
Темой этого хорала воспользовался в своем Скрипичном концерте А. Берг.
Таким образом, первая часть нашей программы стала своего рода галереей приближений к Баху из разных времен, из раннего XIX, XX и XXI века, и затем произведение Шнитке 33-летней давности, которое, как мне кажется, ничуть не устарело и, судя по реакции публики, до сих пор производит очень сильное эмоциональное впечатление»
Действительно оркестр Берлинского радио под импульсивным воздействием Владимира Юровского звучал очень живо и естественно, открывая перед слушателем каждое из сочинений, будто только что созданное.
Композиторы словно общались друг с другом и вели между собой музыкальный диалог вне времени и пространства.
Виктор Александров, Берлин (Германия), ClassicalMusicNews.ru