В Хельсинки на сцене Дома музыки (Musiikkitalo) состоялось единственное выступление Венского филармонического оркестра.
Июньское турне прославленного коллектива проходит в ряде стран Скандинавии под управлением австрийского дирижера Франца Вельзера-Мёста.
В финскую столицу оркестр прибыл из Копенгагена, где накануне выступил в Концертном зале Датского радио.
Программы гастролей связаны с юбилейными датами двух крупнейших скандинавских композиторов XIX – XX столетий: Карла Нильсена и Яна Сибелиуса. Наряду с хрестоматийной австро-немецкой музыкальной классикой – произведениями Бетховена и Шуберта Франц Вельзер-Мёст обратился к симфоническим партитурам Нильсена и Сибелиуса.
В Дании на родине Карла Нильсена маэстро продирижировал Четвертую симфонию композитора, ну а в Хельсинки выбор естественно пал на одно из бессмертных творений Сибелиуса – симфоническую сюиту «Лемминкяйнен», соч. 22. Четыре оркестровые легенды повествуют о бесстрашных приключениях и странствиях воина и героя, Ахиллеса финской мифологии, любимца женщин Лемминкяйнена. Музыка Яна Сибелиуса по мотивам финских рун «Калевалы» полна жизни и оптимизма.
Франц Вельзер-Мёст уделил значительную долю внимания тембровой палитре сочинения, добившись от музыкантов Венского филармонического оркестра невероятных красот и сбалансированного звучания.
Мрачный колорит царства мертвых Туонелы с первых же тактов тремоло контрабасов и виолончелей передал грозную атмосферу чертогов преисподней, по черным водам которой величественно плывет «Туонельский лебедь» (это следующая, самая красивая пейзажная зарисовка цикла). На фоне плавного и неторопливого движения струнных и мерцающих отзвуков арфы звучала мечтательная, полная неги мелодия английского рожка (превосходное соло Мартина Габриэля, концертмейстера деревянной группы Венского филармонического оркестра).
В завершающей цикл поэме – «Возвращение Леминкяйнена» музыка снова обрела черты патриотизма и веры в жизнь. Устав от походных сражений, Лемминкяйнен возвращается в родные края.
Игра Венского филармонического оркестра была полна восторга и упоения. Франц Вельзер-Мёст показал себя достойным интерпретатором произведений Яна Сибелиуса, свидетельством чему стали продолжительные аплодисменты публики, благосклонно принявшей это мужественное прочтение партитуры финского классика. В зале присутствовал композитор и дирижер Эса-Пекка Салонен, который также остался доволен этим вдохновенным исполнением.
Второе отделение программы было посвящено австро-немецкой музыке.
Франц Вельзер-Мёст продирижировал Третью симфонию ре мажор Франца Шуберта с ее вереницей прелестных романтических мелодий, а также оркестровую увертюру Людвига ван Бетховена «Леонора № 3» до мажор, соч. 72.
В качестве незапланированных бисов венцы преподнесли роскошный музыкальный «букет» танцевальных миниатюр семейства Штраусов. Это были: грациозный вальс «Поцелуй» Иоганна Штрауса-сына и быстрая стремительная полька Йозефа Штрауса «Навсегда».
Заключительный этап гастролей Венского филармонического оркестра произошел в Стокгольме, куда коллектив отправился сразу после своего выступления в Хельсинки. Там к музыкантам присоединился талантливый скрипач и дирижер Николай Цнайдер, с блеском исполнивший Скрипичный концерт Петра Ильича Чайковского.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru (Хельсинки, Финляндия)