Телеграм-канал “Оперного балета” опубликовал перевод интервью с Кристианом Тилеманном, в котором дирижер прокомментировал возможное назначение музыкальным руководителем Берлинской оперы, высказал свое отношение к Гергиеву, Нетребко и Курентзису, рассказал почему в этом году пропустит Байройт и что исполнит на прощальном концерте в Дрездене.
Кристиан Тилеман (63 года), главный дирижер Саксонской государственной капеллы, снова оказался в центре внимания культурно-политической сферы. Срок его полномочий в Дрездене заканчивается в начале следующего концертного сезона. Сменит ли он в итоге место работы на Берлинскую государственную капеллу?
Ее руководитель, 80-летний Даниэль Баренбойм, объявил о своем уходе. Теперь Тилеманн, недавно заменивший заболевшего Баренбойма в двух циклах вагнеровского «Кольца нибелунга», относится к фаворитам среди кандидатов на пост преемника.
Новый пост или возможность ездить по миру в качестве свободного художника? TAG24 поговорил с дирижером не только на эту тему.
Также Тилеман раскроет секрет, исполнением какого произведения он попрощается с Дрезденом летом 2024 г.
— Господин Тилеман, сейчас наступает время, когда вы выполняете в Дрездене свои последние рабочие обязанности. Вы в последний раз провели новогодний концерт, где была исполнена Девятая симфония Бетховена, в качестве главного дирижера, так как в 2024 году новогодний концерт вы проведете уже с венскими филармониками. «Все люди станут братьями», — звучит в знаменитой заключительной строке Девятой симфонии. Ситуация в мире, сейчас меньше, чем когда-либо выглядит подобным образом. Хотели ли вы с помощью этого концерта сделать какое-либо политическое заявление?
— Все гораздо банальнее. Я еще ни разу не исполнял здесь Девятую симфонию на Новый год, поэтому мне захотелось это сделать. Когда мы это планировали, войны на Украине еще не было. Но, конечно, в такое время Бетховен подошел больше, чем программа, состоящая из произведений оперетты. Она (Девятая симфония) хорошо совместилась с Новым годом.
— Из-за агрессии России против Украины «трясет» и мир классической музыки. Кроме Анны Нетребко и Валерия Гергиева из-за близости к Путину под ударом находится и ваш греческо-российский коллега Теодор Курентзис. Это справедливо?
— Сложно судить. Я хорошо знаком с Нетребко и Гергиевым, хотя контакт с Гергиевым и разорван. Это талантливые музыканты. Тот факт, что они больше никогда у нас не смогут выступать или это будет очень редко, потеря для искусства. То же можно сказать и в отношении Курентзиса, если бы он пошел на такое же развитие событий.
Я не знаком с ним лично. Причастность к политике – это действительно проблема.
— Не должны ли деятели искусства иметь однозначную позицию в ситуации войны? Курентзис до сих пор не высказался.
— Легко требовать, когда не придется на себе испытать последствия, которые могут быть вызваны обнародованием позиции. Я не хочу давать расхожих советов.
— Вы когда-нибудь получали предложения выступить в России?
— Я несколько раз выступал в России в рамках турне с Венским и Мюнхенским филармоническими оркестрами. Это было давно.
С российскими оркестрами, в Большом театре или Мариинском, я никогда не работал.
Гергиев приглашал меня несколько раз, но из-за разницы в графиках этого так и не произошло.
— Как бы вы поступили, если бы сейчас получили такое приглашение?
— С точки зрения искусства, я бы с удовольствием его принял, но ввиду военной ситуации это было бы невозможно.
— Совсем недавно, когда вы заменяли Баренбойма, у вас были триумфальные выступления с другой капеллой, в Берлине. Между тем Баренбойм объявил об уходе. Ваше имя в качестве возможного преемника упоминается снова и снова.
— Не могу сказать ничего нового. В соответствии с контрактом я буду в Дрездене до середины 2024 г. и у меня очень плотный график.
— Даже называться преемником Баренбойма – большая честь.
— Тем более, что на Берлин я и не рассчитывал. Моего дебюта с [Берлинской] государственной капеллой ожидали давно. Когда пришла просьба заменить коллегу Блумстедта, я спонтанно согласился. После того как с оркестром все прошло чудесно, мне позвонил Баренбойм и попросил: «Пожалуйста, помоги мне с «Кольцом». Сам он не мог на него решиться по состоянию здоровья.
Я чуть со стула не упал! Мы потом пару дней подряд висели на телефоне.
— Не было ли бы для вас предпочтительнее быть дирижером-фрилансером и колесить по миру в звездном статусе, получая высокие гонорары, чем снова быть привязанным к определенному месту работы?
— У таких разъездов есть и недостатки. Это лишает вас возможности оставить свой отпечаток в оркестре. Ты все время всего лишь гость.
Чтобы формировать оркестр в музыкальном смысле, нужно чтобы это было твое постоянное место работы. Я почти всегда до этого был штатным дирижером, поэтому такая ситуация мне в новинку. Но я рад видеть, что она открывает новые возможности.
С того дня, как только стало известно о решении саксонского правительства, телефон в моем кабинете больше не умолкал. Предложения поступали одно за другим. Так продолжалось в течение нескольких недель. Так что, да, это заманчивая перспектива.
— Каким вам видится сегодня ваше будущее после окончания контракта с Дрезденом?
— Например, еще ни разу не дирижировал оперой в миланском Ла Скала, в 2024 я буду там делать «Кольцо». Я буду часто появляться в Вене, как в опере, так и с венскими филармониками. С одним определенным оперным домом – не скажу, каким! – мои планы связаны до 2029 года.
— Тренер Ливерпуля Юрген Клопп в ответ на вопрос, представляет ли он себе, что мог бы стать тренером сборной, сказал, что не исключал бы этого совсем, но он должен соответствовать. Ваш ответ в отношении Берлина был бы таким же?
— Соответствовать нужно и в отношении репертуарного планирования, и в других релевантных вопросах. Сегодня я делаю свой выбор исходя из других критериев, нежели раньше. Принимать предложение о должности в штате больше не обязательно. С другой стороны, если вы совпадаете по условиям, тогда что-то может и сложиться.
— В этом году вы не будете дирижировать в Байройте. Не является ли это выражением растущей дистанции между вами?
— Что вы, у меня нет дистанции с Байройтом. Просто у меня совсем нет времени, поэтому я пропускаю два года – этот и следующий.
— Что вы будете делать летом, если не поедете в Байройт?
— Пойду в отпуск, поскольку впереди у меня юбилейный сезон Саксонской капеллы (Саксонской капелле – 475 лет), с которым связано много концертов и турне.
— В 2024 году вы будете во второй раз дирижировать Новогодним концертом Венского филармонического оркестра. Получить такое приглашение во второй раз – это еще более лестно, чем в первый?
— Мы развиваемся: нас связывает исключительная дружба. Мы совпали в определенной мере и по-человечески, и вопросах искусства, для меня это уникальное явление.
— На сцене [Земпероперы] до сих пор идет старая постановка Вилли Деккера [«Золото Рейна и «Валькирия»]. Не хотелось ли вам продирижировать новой постановкой во время вашего пребывания в должности?
— Нет, это постановка до сих пор хороша. Нужно радоваться, что она у нас есть.
— Ваш коллега Марек Яновский осенью исполнил концертную версию «Кольца» с музыкантами дрезденской филармонии во дворце культуры. Вы следили за этим событием?
— К сожалению, нет. Я был занят берлинским спектаклем [имеется в виду «Кольцо нибелунга» в Берлинской государственной опере]. Но я знаю по Байройту, как он дирижирует Вагнера. Мне очень нравится. Он точно знает, что делает.
— Мы предполагаем, что планирование вашего прощального сезона 2023/24 уже завершено. Раскройте нам, пожалуйста, тайну, какое произведение будет исполнено в качестве прощального!
— Это будет восьмая симфония Малера, так называемая «Симфония тысячи участников». В последний раз капелла исполняла её в 1932 году под управлением Фрица Буша. Я дирижировал ею в Мюнхене, а после этого больше нигде не исполнял.
Сначала я хотел исполнить Восьмую симфонию Брукнера, так как с ней я дебютировал в Дрездене. Но я исполнял ее так часто, что мы отказались от этой идеи. Дело в том, что в моем кабинете уже давно лежала партитура симфонии Малера, и мы подумали, что останемся при Восьмой симфонии, но возьмем ее у Малера…
Гвидо Гланер, Tag24. Перевод – телеграм-канал “Оперного балета”