Похоже, что выступления одного из старейших и уважаемых музыкальных коллективов страны Суоми – Филармонического оркестра Турку – становятся доброй традицией осенней петербургской музыкальной жизни каждого сезона. Во всяком случае, уже второй раз финны приезжают с роскошной симфонической программой в Концертный зал Мариинского театра.
История оркестра уходит своими корнями в далекое прошлое.
Еще в конце XVIII века на юго-западном побережье Финляндии появилось Музыкальное общество, на базе которого позже был основан Филармонический оркестр Турку. В разное время за пультом оркестра стояли такие выдающиеся дирижеры, как: Пааво Берглунд, Тауно Ханникайнен, Йорма Панула, Жак Мерсье и Ханну Линту. В Турку состоялись премьеры произведений Яна Сибелиуса (под управлением самого композитора).
Гастроли оркестра регулярно проходят в Швеции, Дании, Норвегии, Эстонии, Бельгии, России, Германии, Венгрии и Китае.
Оркестр еженедельно устраивает симфонические концерты, многие из которых транслируются в режиме он-лайн по всему миру. Кроме того, камерные ансамбли коллектива регулярно выступают в исторических залах Турку и его архипелага. Филармонический оркестр Турку организует специальные программы для детей и юношества, принимает участие в ряде оперных постановок.
С 2012 года художественным руководителем и главным дирижером коллектива является Лейф Сегерстам.
В концертных программах исполняется много современной музыки, в том числе произведения скандинавских авторов.
Лейф Сёгерстам известен еще и как превосходный композитор, он является блестящим знатоком оркестра и хранителем старинных музыкальных традиций своей страны. Сёгерстам – автор 280 симфоний, концертов для скрипки и фортепиано с оркестром, огромного количества камерных и вокальных произведений. В каждом из них незримо ощущается скандинавский эпос и манеры современного композиторского письма.
Лейф Сёгерстам – сторонник программных сочинений для оркестра, каждое из которых имеют свою глубокую взаимосвязь с природой. Таковы симфонические поэмы «Впечатления северной природы», «Букеты цветов» и «Эпитафии». Сегерстам мгновенно фиксирует на нотной бумаге увиденное глазами, пригрезившееся, пришедшее на ум. Он созерцает окружающий мир во всей красе, с его контрастами и неожиданностями. И в этом отчасти пантеистическая концепция роднит музыкальный язык Лейфа Сегерстама с Яном Сибелиусом и Эйноюхани Раутаваарой.
На сей раз в Петербурге композитор представил свою 272-ю симфонию, соч. 2014 года – «Пронзительные крики лета». Музыкальный материал симфонии пронизан элементами инструментального театра.
Стихия разгула охватывает музыкантов с первых тактов, когда концертмейстер оркестра призывает всю группу предаться свободе, крикам и играм. Артисты оркестра вскакивают со своих мест и начинают шумно перекликаться друг с другом. Лейф Сегерстам на протяжении всего произведения не выходит к дирижерскому подиуму, предпочитая скромно сидеть за роялем и наблюдать за происходящим.
Лейф Сёгерстам:
«Я думаю, сегодняшний мир полон различных хаотичных звуков и в них так легко запутаться. Как я заблудился, например, в большом лесу, когда был маленьким. И потом родственники и дети, а нас было около 15 человек, кричали мне: “Возвращайся домой!” И это было так далеко, что я очень испугался леса и наступающей темноты.
Первая часть симфонии воплощает сегодняшний мир хаоса звуков. Если я здесь и выйду на улицу – то столько всего там происходит, все заполнено естественными шумами, легко потеряться и не понять своего местонахождения. Поэтому, если закричать естественно (АУ!) то, может быть, это будет и полезно для здоровья.
А когда наступает темнота, то свершаются сумасшедшие вещи, людей охватывает животная страсть и пагубные привычки. Я запечатлел подобные злодеяния в партии ударных инструментов – у них там происходят забавные трюки с бутылками спиртного, ну а я, сидя за роялем, кричал ребятам: “На здоровье, но не увлекайтесь всерьез…”
Продолжительность каждой моей симфонии длится обычно около 20 минут.
Конечно, это не музыка как у Баха, Бетховена или Моцарта, но там используется особая музыкальная материя, которая идет тебе под кожу. Я никогда не делал ничего подобного, но в Финляндии людям очень нравится подобная форма музыкального материала.
Вчера мы играли мою симфонию в Турку. Многие мои симфонии исполняются в Австралии, Японии, Америке, Германии, Франции. Я думаю, уже около 200 было исполнено разными оркестрами под моим управлением”.
В концерте Филармонического оркестра Турку приняла участие известное сопрано, солистка Финской национальной оперы Хелена Юнтунен, блестяще исполнившая Четыре последние песни Рихарда Штрауса.
Разумеется, Лейф Сёгерстам не смог миновать в программе коротких петербургских гастролей один из «памятников» финской музыкальной культуры – Первую симфонию Яна Сибелиуса. В интерпретации финского маэстро произведение прозвучало особенно аскетично, естественным образом отображая природу финского национального мелоса.
На бис музыканты оркестра исполнили финальную часть «Возвращение Лемминкяйнена» из сюиты «Лемминкяйнен», а также трогательное по красоте и гармонической идиллии Andante festivo для струнных Яна Сибелиуса.
Виктор Александров, Санкт-Петербург, ClassicalMusicNews.ru