Начиная новый цикл статей и обзоров, хочу дать некоторые пояснения относительно угла зрения и рассмотрения довольно большого (для нормального меломана) объема концертов и представлений, которые будут «оценены» в этом блоке.
Не переставая настаивать на том, что любая оценка даёт информацию прежде всего об оценивающем и лишь контурно «намекает» на суть оцениваемого, сразу оговорюсь, что я как «оценщик» человек весьма далёкий от технической стороны музыкального искусства: я не заканчивал ни музыкальных школ, ни консерваторий, и, как говорится, слава Богу, ибо нет более убогой мотивации для критика, чем мотивация неудачника в своей «дипломной профессии». По этой же причине я ничего не понимаю в так называемой стилистической адекватности интерпретации первоисточнику, поскольку никогда сам не слышал и не видел, как дирижировали своими произведениями Моцарт, Вагнер или Чайковский… Вот не довелось, к сожалению.
Вместе с тем я довольно часто могу на слух определить точность интонирования, но лишь по памяти, а не по причине глубокого знания нотного текста. Кстати, партитуры я тоже читать не умею, о чем сразу предупреждаю всех, кто захочет оценивать мои оценивания с точки зрения их музыкальной грамотности. Нет тут никакой грамотности и вот почему.
Музыкальный Театр для меня был и будет лишь способом самопознания и миропонимания – одним из четырех известных человечеству способов взаимодействия с собой и Вселенной. Впрочем, об этом я и так много писал в своей предыдущей реинкарнации «оперного обозревателя». Именно поэтому я всегда прихожу в театр не для того, чтобы «отдохнуть и развеяться», а чтобы лучше узнать себя и лучше понять мир, в котором я живу.
Собственно, это единственно достойная причина посещения любого мероприятия, единственно разумная причина приобщения к любому событию или артефакту, единственно приличное объяснение любого взаимодействия с кем-то или с чем-то. Всё-таки тратить своё Время, свою Жизнь на то, от чего ты ничего, кроме удовольствия, получить не ожидаешь, наверное, не совсем правильно. Конечно, можно и в борделе углубляться в самопознание, получая при этом несказанные впечатления, но приходить в театр или в концертный зал только для того, чтобы расслабиться, по-моему, несколько странно. Если моё наблюдение за работой другого человека не сопряжено с некоторым хотя бы эмоциональным соучастием в этой работе, то для меня это повод серьезно задуматься над природой этичности моего присутствия в этом месте.
Однако же признаюсь, что сам долго шел к пониманию потребительского отношения современного зрителя и слушателя к искусству. Это отношение напрямую связано с заблуждением об оплате купившим билет услуг сотен занятых в представлениях профессиональных музыкантов. Здесь вынужден многих расстроить, поскольку средняя цена театрального билета едва-едва покрывает расходы на амортизацию кресла, которое мы занимаем, и на уборку помещения, предоставляемого нам для саморазвития. Если периодически напоминать себе об этом, то потребительский апломб сам собой иссякнет: нас никто за наши сотни и даже тысячи рублей в академическом формате развлекать не будет, и ожидать обратного – всё равно что не иметь уважения к тем адским годам профессиональной выучки и профессионального опыта, которому посвящают музыканты свою жизнь.
Иными словами, если мы не отдаём себе отчет в том, что нельзя отдыхать там, где профессиональные музыканты отдаются своему служению так же, как священники во время литургии, то в музыкальном театре нам, по большому счёту, делать совершенно нечего: мы просто ничего не поймем, ничему не научимся, никак не обогатимся. Полезнее в этой связи будет сходить в кино или выпить с друзьями пива.
Театр – это работа не только для тех, кто на сцене, но и для тех, кто в зале. Без прочувствованного понимания подобных банальностей ничего не понять не только в опере, но и в балете, в оперетте и даже в мюзикле (о грандиозном мире драматического театра, высшей формой которого и является опера, я и вовсе умолчу, чтобы не сработать громоотводом для упрёком людей, не сделавших привычки задумываться и мыслить). Впрочем, в арсенале моего миропонимания подобных парадоксальных банальностей предостаточно, и я заранее приношу извинения тем, кому подобные прописные истины не очевидны. Ну, собственно, и всё. Имеющий уши, как говорится, да не оглохнет.
С Богом.
План статей и обзоров цикла «Музыкальные впечатления дилетанта» (указаны даты мероприятий).
11.06.15 “Страсти по Матфею” в Новой Опере (Москва)
13.06.15 “Viva Verdi” в Новой Опере (Москва)
14.06.15 “Травиата” в Большом театре (Москва)
16.06.15 “Риголетто” в Новой Опере (Москва)
18.06.15 “Кавалер Розы” – Большой театр (Москва)
19.06.15 “Иоланта” – Новая Опера в Измайлове (Москва)
20.06.15 “Чайковский-гала” – Новая Опера в Измайлове (Москва)
21.06.15 Концерт Ольги Ивушейковой и Якова Кацнельсона в Рахманиновском зале МГК (Москва)
25.06.15 «Травиата» в Новой Опере (Москва)
15.07.15 “Роберто Деверё» в Баварской Опере (Мюнхен)
18.07.15 “Тристан и Изольда” – на фестивале в Эрле (Тироль, Эрль)
19.07.15 “Нюрнбергские майстерзингеры” – на фестивале в Эрле (Тироль, Эрль)
23.07.15 “Золото Рейна” – на фестивале в Эрле (Тироль, Эрль)
24.07.15 “Валькирия” – на фестивале в Эрле (Тироль, Эрль)
25.07.15 “Зигфрид” – на фестивале в Эрле (Тироль, Эрль)
26.07.15 “Гибель богов” – на фестивале в Эрле (Тироль, Эрль)
30.07.15 “Дон Карлос” – в Баварской опере (Мюнхен)
31.07.15 “Манон Леско” – в Баварской опере (Мюнхен)
03.08.15 Концерт Хуана Диего Флореса на Летнем фестивале (Зальцбург)
06.08.15 Концерт Венского филармонического оркестра Wiener Philharmoniker • Bernard Haitink – на Летнем фестивале (Зальцбург)
07.08.15 “Фиделио” на Летнем фестивале (Зальцбург)
09.08.15 “Золото Рейна” в Байройте
10.08.15 “Валькирия” в Байройте
12.08.15 “Зигфрид” в Байройте
13.08.15 “Тристан и Изольда” в Байройте
14.08.15 “Гибель богов” в Байройте
15.08.15 11:00 Концерт Венского филармонического оркестра • Riccardo Muti – на Летнем фестивале (Зальцбург)
18.08.15 “Дидона и Эней” на Летнем фестивале (Зальцбург)
19.08.15 “Ифигения в Тавриде” на Летнем фестивале (Зальцбург)
20.08.15 «Мекки-нож» на Летнем фестивале (Зальцбург)
21.08.15 «Имярек» на Летнем фестивале (Зальцбург)
22.08.15 11:00 Концерт Венского филармонического оркестра • Daniel Barenboim – на Летнем фестивале (Зальцбург)
22.08.15 21:00 “Вертер” на Летнем фестивале (Зальцбург)
24.08.15 11:00 Концерт Бостонского симфонического оркестра • Андрис Нельсонс – на Летнем фестивале (Зальцбург)
26.08.15 «Кавалер Розы» – на Летнем фестивале (Зальцбург)
29.08.15 “Эрнани” на Летнем фестивале (Зальцбург)
30.08.15 11:00 Концерт Венского филармонического оркестра – Семен Бычков – на Летнем фестивале (Зальцбург)
30.08.15 18:00 Концерт Берлинского филармонического оркестра на Летнем фестивале (Зальцбург)
Автор оставляет за собой право проиллюстрировать известную мудрость «Хочешь насмешить Бога – расскажи ему о своих планах».
Александр Курмачев