Место Брониславы Нижинской в истории балета XX века не подлежит сомнению. Она была младшей сестрой знаменитого танцовщика.
Сколько могла – жила рядом с братом, намеренно или неумышленно держась в его тени. Но ее собственный балетмейстерский талант был не меньше.
Бронислава Нижинская родилась в Минске 8 января 1891 года. Она была третьим ребенком в семье Томаша Нижинского и Элеоноры Береды.
В 1902 году она поступила в Императорское театральное училище в Санкт-Петербурге, где училась танцевальному мастерству у известного педагога Энрико Чекетти. Окончив училище, в 1908 году Нижинская вошла в состав труппы Мариинского театра.
Рецензенты отмечали силовой, «мужественный» характер ее манеры, свободной от декоративной сладкой «женственности» – и почти такой же, как у брата Вацлава, полетный прыжок. В упрек танцовщице Нижинской ставили блеклую внешность и неудовлетворительную – по канонам классического балета – фигуру.
В 1909 году Вацлав и Бронислава Нижинские приняли приглашение Сергея Дягилева и отправились с ним во Францию. Участие в «Русских сезонах» принесло Брониславе успех, хотя ее известность не шла ни в какое сравнение с феноменальной популярностью брата. В балетах Михаила Фокина Нижинская танцевала Бабочку в «Карнавале», Вакханку в «Нарциссе» и Уличную танцовщицу в «Петрушке».
Как и все участники дягилевской антрепризы, она оставалась артисткой Мариинского театра, но танцевала там всего три года.
В 1911 году Бронислава демонстративно уволилась из труппы в знак протеста против увольнения Вацлава. Нижинский был выдворен из театра со скандалом, по приказу высочайших особ: выступая в балете «Жизель», он надел слишком откровенный облегающий костюм, шокировавший вдовствующую императрицу.
Так русский балет лишился одного из лучших артистов, а Бронислава Нижинская впоследствии ставила свои спектакли где угодно, кроме России.
В Санкт-Петербурге состоялся лишь ее балетмейстерский дебют – в 1916 году на концерте в Петербургском народном доме двадцатипятилетняя Нижинская впервые показала свою хореографию. Это были номера «Осенняя песня» и «Кукла», которые Бронислава исполнила вместе с первым мужем, танцовщиком Александром Кочетовским.
С 1919 года она на несколько лет застряла в Киеве, где имела собственную студию, преподавала, выпустила книгу, ныне – библиографическую редкость, под названием «Школа движения: теория хореографии». На Украине были созданы ее балеты «Мефисто-вальс» и «Траурный марш».
Лишь в 1921 году Брониславе удалось уехать в Париж, к Дягилеву, у которого она была единственной женщиной-хореографом. Дягилев, имевший особое чутье на таланты, поверил в балетмейстерские возможности Нижинской. К тому же после разрыва с Леонидом Мясиным надобность в хореографе была острейшая.
С этих пор начинается головокружительная карьера Вацлава в «Русских сезонах» и невероятный творческий взлет танцовщицы Брониславы Нижинской…
С «Русским балетом» Сергея Дягилева они отправляются в Монте-Карло, и здесь, на лазурном берегу среди изысканной французской публики в окружении пальм, синего моря и красивых особняков, начинается удивительный чистый роман между юной Брониславой Нижинской и Фёдором Шаляпиным.
Шаляпин обратил на нее внимание во время спектакля «Шехерезада», где она танцевала партию Одалиски. Любопытно, что мизансцену, которая впечатлила великого баса, Бронислава придумала сама.
«Если уж сам Шаляпин выделил меня из толпы артистов, значит, мне удалось чего-то достигнуть»,
– записала она в дневнике.
Пожалуй, это был один из самых счастливых периодов ее молодой жизни: горячая влюбленность, изобилие интересной работы, насыщенная сценическая жизнь и большие перспективы на будущее. В ее дневнике есть запись:
«Как хорошо в Монте-Карло весной: театр, работа, Шаляпин рядом…»
Так получалось, что если в Мариинке, будучи корифейкой – имея право исполнять сольные вариации – она танцевала десять раз в сезон, то здесь в труппе «Русского балета», она танцевала четыре-пять раз в неделю. В своем дневнике Бронислава писала:
«Даже совсем маленькая партия становится для меня достижением. Я танцую изо всех сил, стараюсь выступить как можно лучше, даже если стою в кордебалете…».
Вплоть до 1924 года Нижинская оставалась основным постановщиком в «Русском балете». Сотрудничество с Дягилевым она начала с переделки пантомимы, сочинения вставного номера и вариаций для «Спящей красавицы». Танец-гопак «Три Ивана» был призван поразить английских зрителей экзотикой с Востока.
Потом началось сотрудничество Нижинской со Стравинским: балеты «Байка про Лису» и «Свадебка» по мотивам древнерусского свадебного обряда.
Рецензенты отмечали, что она усвоила находки и Фокина, и своего брата, но предлагала собственный вариант хореографических решений для воплощения первобытной силы обряда. Парадоксальным открытием «Свадебки» стало то, что при всей новаторской смелости хореографии сочинение Нижинской было ближе к традициям классического балета, чем творения Фокина и Нижинского. Новый спектакль объявили даже провозвестником «неоклассицизма».
Нижинская поставила для Дягилева «Лани» («Лоретки») и «Голубой экспресс», используя приметы европейской «шикарной» жизни для либретто и музыку современных французских композиторов. Ее интересовали возможности, открывающиеся при контакте танца с джазовым и мюзик-холльным типом культуры 20-х годов.
Уйдя от Дягилева, Нижинская объездила весь свет: от Буэнос-Айреса до Вены, от Берлина до Лос-Анджелеса. Ее второй муж Николай Сингаевский был и ее менеджером. Нижинская создала на недолгий срок собственный коллектив, участвовала в постановках «Русской оперы» в Париже и подписала контракт с бывшей соотечественницей Идой Рубинштейн, красавицей, миллионершей и танцовщицей-любительницей. Рубинштейн имела в Париже труппу и одно время доставляла серьезное беспокойство Дягилеву, боявшемуся конкуренции.
До Второй мировой войны появились ее балеты – «Концерт» Шопена, «Болеро» на музыку Равеля, «Этюды» Баха и «Гамлет» – в последнем она сама исполнила главную роль. В 1936 году именно в номере, поставленном Нижинской, в последний раз вышла на сцену Матильда Кшесинская.
Угроза миру в Европе конца 30-х годов вынудила Нижинскую эмигрировать в Америку, где она основала студию в Голливуде и руководила школой «Балле тиэтр» в Нью-Йорке.
В 50-е годы создано ее «Рондо каприччиозо» на музыку Сен-Санса для прекрасной балерины Розеллы Хайтауэр. В 1960 году Нижинская вернулась к «Спящей красавице», поставив спектакль для труппы маркиза де Куэваса.
Вторая волна известности накатила на нее после приглашения от известного английского хореографа Фредерика Аштона, ставшего руководителем Королевского балета Великобритании.
Бывший танцовщик Нижинской стал первым после долгого перерыва, кто попросил ее вспомнить сначала «Лани», а потом «Свадебку». Позже спектакли были восстановлены еще в нескольких труппах.
Конец жизни Бронислава Нижинская посвятила работе над мемуарами, получившими в печати название «Ранние воспоминания». Воспоминания написаны ради реабилитации памяти гениального брата, о котором, по мнению сестры, ходило слишком много недостоверных слухов и откровенных сплетен.
Бронислава Нижинская умерла от сердечного приступа 21 февраля 1972 года в Лос-Анджелесе.
“Культурная столица”, из разных источников