Марис Янсонс провел свое первое выступление в новом сезоне с солистами, хором и оркестром Баварского радио. В эти дни в мюнхенской филармонии Гастайга дважды прозвучало концертное исполнение оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».
Обращение Мариса Янсонса к позднему оперному шедевру русского классика неслучайно. Маэстро давно уже мечтал продирижировать это сочинение. Не исключено, что в Амстердаме в скором времени на сцене Нидерландской оперы состоится постановка «Пиковой дамы» Чайковского в режиссуре Штефана Херхайма. Ну а пока Марис Янсонс предложил свою интерпретацию «Пиковой дамы» баварской публике.
Состав певцов был просто феноменальный! В партии Германа выступил блистательный Миша Дидык (Украина). Его драматический тенор и потрясающая актерская харизма приводили в восторг слушателей.
Кастинг солистов укрепился «мариинским десантом»: Татьяна Сержан (Лиза), Лариса Дядькова (Графиня), Алексей Марков (Князь Елецкий), Ольга Савова (Гувернантка).
В пасторали «Искренность пастушки» в роли Прилепы дебютировала еще одна петербургская гостья – сопрано Пелагея Куренная (выпускница Санкт-петербургской консерватории класса Татьяны Новиченко, педагога Анны Нетребко).
Очень трогательной оказалась Полина – бархатистое насыщенное меццо-сопрано Оксаны Волковой (Беларусь) очаровывало слух своим глубоким объемным тембром.
В роли Томского – солист московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко баритон Алексей Шишляев.
За дирижерским пультом хора и оркестра Баварского радио – Марис Янсонс.
При таком кропотливом репетиционном процессе качество, к которому на каждом концерте всегда стремится дирижер, было на высоте! Маэстро уделил особое внимание произношению текста, проработав с оперными солистами и артистами хора буквально каждую фразу, добиваясь при этом филигранной чистоты и ясности.
Одним из сильных потрясений оперы стала сцена похорон Графини. Молитвенное пение хора с верхних ярусов зала, стенания Германа, сопровождаемые драматичным звучанием оркестра, появление образа Графини вселяли в душу страх и смятение.
Каждая из картин оперы сопровождалась определенной сценографией и световой палитрой, за которую отвечал немецкий режиссер Кристоф Шлетц.
Романтический талант Мариса Янсонса, необычайная эмоциональность и самоотдача дирижера создавали особую приподнятую атмосферу в звенящей тишине мюнхенского Гастайга.
Во всей силе и величии исполненной музыки отразились сила авторитета маэстро Янсонса, его влюбленность в музыку Чайковского, уникальная способность собрать в единое целое хор, оркестр, солистов и руководить ими как одним изящным в каждой своей детали инструментом.
16 октября концертное исполнение «Пиковой дамы» П. И. Чайковского услышат жители Люксембурга. На сцене филармонии опера будет исполнена в том же составе. Ну а следующее появление Мариса Янсонса в Мюнхене запланировано в начале ноября, где он выступит вместе с польским пианистом Кристианом Цимерманом. Для оркестра Баварского радио такие встречи, конечно же, бесценны!
Виктор Александров, Мюнхен (Германия), ClassicalMusicNews.ru