24 апреля 2017 года Московский камерный хор выступит в Концертном зале Центрального Дома учёных РАН. Здесь 45 лет назад, 23 апреля 1972 года, состоялся первый концерт коллектива.
В программе: произведения С. Рахманинова, А. Бородина, Л. Бернстайна, Э. Эшенвалдса, русские, украинские, молдавские, грузинские и осетинские народные песни.
Дирижёры: Владимир Минин и Тимофей Гольберг. Ведущая концерта – Алла Дубильер.
27 апреля 2017 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского состоится юбилейный гала-концерт Московского камерного хора.
В программе: “Половецкие пляски” и ария Кончака из оперы “Князь Игорь” А. П. Бородина, фрагменты из мюзикла “Вестсайдская история” Л. Бернстайна, фрагменты из оперы “Порги и Бесс” Дж. Гершвина, фрагменты из кантаты для солистов, хора и оркестра”Gloria” А. Вивальди, Adagio С. Барбера (переложение для хора С. Анашкина), “Болеро” М. Равеля.
В концерте принимают участие: Московский государственный академический камерный хор, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Государственный камерный оркестр “Виртуозы Москвы”.
Дирижёры: Владимир Минин, Владимир Спиваков, Уэйн Маршалл (Великобритания), Тимофей Гольберг.
Гия Канчели доверил В. Н. Минину четыре российские премьеры своих сочинений:
«Cамым большим достижением в звучании Московского камерного хора, по-моему, является его неповторимая, своеобразная гибкость. Хор под управлением В. Н. Минина обладает редким качеством с лёгкостью менять манеру музицирования, будь то барочная классическая, романтическая или современная музыка, не теряя при этом своей неповторимой индивидуальности.
Когда такой индивидуальностью обладает целый коллектив – это большая победа, которая достигается неотступным, неослабевающим творческим напряжением руководителя, постоянно, даже в минуты одиночества, думающего о нём, живущего звучанием этого хор».
Михаил Плетнев:
“Сотрудничество с Московским камерным хором Владимира Николаевича Минина приносит мне неизменную радость. При каждой нашей встрече открываются новые краски, которых можно добиться в звучании и о которых я не думал раньше. Владимиру Николаевичу Минину удалось собрать в своём коллективе людей, способных действительно петь и вкладывать душу и желание в то, что они делают”.
О хоре и маэстро Минине рассказывают артисты хора.
Белла Кабанова (сопрано), Заслуженная артистка России:
“В Хоре Минина для меня началась новая жизнь. До этого была сольная карьера, работа в театре.
Я пришла в коллектив в 95 году. Работала со многими крупными дирижёрами, но ни у кого не видела такой мощи и такого тонкого понимания музыки, как у Маэстро. Филировка, легато… Нюансы, которым сейчас не учат. А у Маэстро каждая репетиция, как урок. Ты впитываешь всё новые и новые тонкости профессии.
Для Владимира Николаевича важен смысл каждой фразы. В каждом сочинении – новое звучание. Даже в одном произведении может быть разная манера исполнения.
Артисту хора надо быть универсалом, уметь петь и народные песни, и классику, и оперные партии. Именно в хоре я получила звание «Заслуженная артистка России», работаю здесь много лет. Но до сих пор чувствую себя студенткой на репетициях Владимира Николаевича. Такая глубина! Постоянный поиск интонируемого смысла!
Работа с Маэстро – школа мастерства, которую сегодня нигде больше не найти. Успехи хора – заслуга и директора нашего коллектива Аллы Аркадьевны Дубильер. На ней – огромная организационная работа. Она – самоотверженный и очень отзывчивый человек. Прекрасный музыкант, знающий и любящий хоровое искусство.
Меня радуют прекрасные молодые артисты, которые пришли в хор за последние два-три года. Они открыты и доброжелательны. Стараюсь помогать им, вижу, как они стремятся расти. И сама расту, постоянно совершенствуюсь. В хоре Минина застой неприемлем.”
Евгения Сорокина (сопрано), почетный работник культуры г. Москвы:
“В 1996 году после первого прослушивания в хоре, меня пригласили на второй тур. На этот раз сказать, подхожу я или нет, должны были не Маэстро Минин и члены отборочной комиссии, а артисты хора. И, прежде всего, сопрано, вместе с которыми мне предстояло участвовать в репетиции.
Меня удивило, когда Владимир Николаевич вошёл в зал и сказал: «Ну, начнём, с любви». Оказалось, это – песня «Любовь» из произведения Г. Свиридова «Ночные облака». Так с «Любви» началась моя карьера в хоре. Так – с любовью к музыке и хору – и продолжается.
Удивительно, насколько разнообразны жанры музыки, которую исполняет хор: от народных песен до сочинений современных композиторов, от барокко до популярных мюзиклов и опер.
Когда пришла в хор, мы участвовали в записи диска Иосифа Кобзона, ездили с Иосифом Давыдовичем в концертный тур. Там требовались навыки бэк вокала. А уже следующим летом выступали на знаменитом оперном фестивале в Брегенце (Австрия).
В Брегенц наш коллектив пригласил Владимир Федосеев, который в то время был главным дирижёром Венского филармонического оркестра. Отправились в Австрию сразу после окончания концертного сезона. В июне – репетиции. А в июле – почти каждый день – спектакли.
Большинство из нас не имели опыта выступления на оперной сцене. Одно дело петь в концерте, стоя рядом с другими артистами хора. А другое, когда артисты – в разных концах сцены, да ещё в костюмах. В «Демоне» у нас были крылья, и нужно было как-то протиснуться в этом наряде за кулису. А в «Золотом петушке» – костюмы омара.
Справились! И потом до 2007 года каждое лето выступали в Брегенце. С удовольствием ездили бы туда и дальше, но у организаторов знаменитого фестиваля правило: какой бы ни был профессиональный коллектив, срок выступления – не больше десяти лет. Ротация.
В хоре я уже 20 лет. Но мне по-прежнему, как и в 1996 году, интересно. Каждый день что-то новое. Каждый день – открытие.
Этой весной – к 10-летию проекта «Хор Минина – детям» – мы записали и выпустили диск с песнями из мультфильмов и сказок. Это первый детский диск Хора за 45-лет. Так получилось, что девушка, которая должна была исполнять «Золушку», ушла в декрет, и эту песню поручили мне. Я её транспонировала, подняла вверх. Мне кажется, получилось симпатично. Правда, мой маленький сын, который обожает этот диск, больше любит песню «Четыре таракана и сверчок». Но радуется, когда слышит на диске мамин голос.
Я очень благодарна Маэстро Минину. Он научил меня быть требовательной к себе. Никогда не останавливаться на достигнутом. Постоянно поднимать планку. Слушаю и старые, и новые записи. Ищу новые краски. Всё время – развитие. Это трудно, но интересно.”
Борислав Молчанов (тенор), артист Хора и солист Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского:
“Я в хоре с 2005 года. Когда пришёл на прослушивание, после исполнения произведения услышал от Маэстро: “Пожалуйста, спойте от фа доминантсептаккорд вниз”. Испугался. Ведь хорошо спел произведение. А вдруг тут засыплюсь? Исполнил. А Владимир Николаевич засмеялся: «Да вам это и не нужно».
После прослушивания уехал с театром на гастроли. И вдруг – звонок: концертмейстер Елена Ильина говорит: «Через 2 недели исполняем «Реквием» Моцарта. У Вас сольная партия. Вы уже в афише».
А потом начались репетиции. По 4 часа каждый день. Владимир Николаевич волновался: «Я не знаю, как Вас «пришить» к квартету». Я же солист театра Покровского. А тут нужно было встраиваться в звучание квартета. И снова репетиции. Думал, что поседею.
И вот – концерт в БЗК с Саюлюсом Сондецкисом. Всё получилось! Тогда и понял: какой Мастер Владимир Николаевич Минин. Он всегда старается добиться совершенного звучания.
Репетировали «Однозвучно гремит колокольчик». Это верх тонкости. У меня даже вибрации были в затылке. А Маэстро на репетиции дирижирует хором и при этом подсказывает мне – улыбкой, движением пальца левой руки. И всё понятно! Он будто на мне играл!
В хоре я начал по-другому понимать музыку. Начал чувствовать свой голос, как инструмент. Маэстро открыл мне тончайшие нюансы. Например, как нужно сглаживать скачки в верхней тесситуре, чтобы голос ровно звучал. Он всё время ищет новое. Сегодня одни краски, завтра – другие. У него в голове произведение, как скульптура. Пока не добьётся нужного звучания, не перестанет репетировать. Это, конечно, обогащает.
Мы в хоре иногда шутим, что получаем у Маэстро всё новое и новое образование. Удивительно, как он работает с сочинениями. «Болеро» М. Равеля звучит каждый раз по-новому. Каждый раз – новые штрихи. Если слышит, что какая-то партия звучит не достаточно хорошо, вносит изменения, чтобы обогатить звучание.
В концертах – сочинения разного жанра. Нужно уметь быстро переключаться. Тренируем навык на репетициях: например, 10 минут поем классику, а следующие 10 минут – Л. Бернстайна. Формируется понимание и умение: и подача звука, и произношение. Мне нравится, что в хоре подобрались люди, жадные до учёбы. Маэстро говорит: «Мне нужны хоровики, мне нужны артисты».
Олег Усенко (бас):
“В моей жизни работа с Владимиром Николаевичем Мининым – это событие. Он – Мастер! Московский камерный хор – коллектив очень высокого уровня. Мне есть с чем сравнивать: работал и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Карелии, и в Ростове-на-Дону. Здесь артист растёт!
Я на некоторое время уходил из хора в Большой театр. Конечно, это – театр №1. Но я не почувствовал там учебного процесса, как в хоре. Здесь, в хоре – не просто звукоизвлечение, а интонирование смысла, заложенного в
произведении. Именно этого хочет Маэстро, именно этого он добивается на каждой репетиции.Техника, которой владеет Владимир Николаевич, изумительна. Он настолько чувствует произведение, настолько умеет придать звуку необходимую окраску. Я благодарен ему за индивидуальные занятия. С радостью иду на каждую репетицию, потому что каждая репетиция – это мастер-класс. То, как Маэстро Минин работает – волшебство.
Я был потрясен работой над «Всенощным бдением» С. Рахманинова. Это – новый подход, новое ощущение звука. Работа с Мастером – это постоянный поиск. И это – ответственность. Для артиста, который хочет работать в хоре и расти как концертно-камерный певец, это – огромная польза.”
https://www.classicalmusicnews.ru/anons/k-yubileyu-vladimira-minina/
Маргарита Петухова (сопрано):
“Я пришла в Хор в 2014 году, после окончания Донецкой государственной музыкальной академии имени С. С. Прокофьева. Благодарна директору коллектива Алле Аркадьевне Дубильер: она помогла мне и другой нашей артистке Надежде Лис получить разрешение на временное проживание в России.
Не сразу всё получалось. Освоиться помогла Заслуженная артистка России Белла Кабанова (сопрано), прекрасная певица и отзывчивый человек. Для меня огромная удача в жизни – работать с Маэстро Мининым. Мне близка его философия: не голое пропевание нот, а осмысление каждого слова, каждой фразы. Выражение смысла!
У Владимира Николаевича – очень высокие профессиональные требования. Нужно постоянно быть в полной готовности, так как он может неожиданно попросить спеть какое-нибудь соло или даже одну сольную ноту. Например, дать задание всем артисткам из партии сопрано спеть по очереди до бемоль третьей октавы на пиано в «Адажио» С. Барбера (в переложении для хора), а это не просто. И уже потом делает выбор: кто будет петь в концерте. Часто бывает, что Маэстро объявляет, кто будет петь соло в день концерта.
Меня растрогало, как Владимир Николаевич готовился к концерту памяти Елены Васильевны Образцовой, с которой он дружил многие годы. Это была предельная концентрация, огромное волнение и замечательный концерт!
Запомнилось исполнение Хором «Реквиема» в Концертном зале им. П. И. Чайковского, концерт в Мариинском театре и выступление в Кафедральном соборе святых Петра и Пала, где я впервые пела арию в сопровождении органа.
С Владимиром Николаевичем интересно работать, решать сложные задачи, заниматься поиском нового звучания произведения. Например, исполнять «инструментальным» звуком сочинения, изначально написанные для оркестра. Такие, как «Болеро» М. Равеля – в переложении для хора. Мне хорошо в Московском камерном хоре. Здесь доброжелательная атмосфера. И отличные возможности для профессионального роста.”
Пресс-служба Московского камерного хора