18 марта 1947 года родился выдающийся скрипач, народный артист РСФСР Михаил Копельман – примариус легендарного Государственного Квартета имени Бородина, служивший в нём в течение двадцати лет.
Михаил Копельман родился в городе Ужгороде Закарпатской области. С шести лет начал обучаться игре на скрипке у Ефима Фломена. В тринадцать лет продолжил обучение в Москве у Майи Глезаровой и Юрия Янкелевича.
По окончании Московской Консерватории в 1973 г. стал лауреатом второй премии Международного конкурса скрипачей им. Жака Тибо в Париже.
В том же году поступил в оркестр Большого театра. С декабря 1974 года работал концертмейстером оркестра Московской филармонии.
Приглашение в знаменитый состав бородинцев старшего поколения – Валентин Берлинский, Дмитрий Шебалин, Андрей Абраменков – способствовало стремительному творческому взлёту Михаила Копельмана, освоению в кратчайший срок необъятного квартетного репертуара и всех непростых особенностей этого уникального музицирования.
Появление в обновлённом коллективе молодого талантливого музыканта было встречено единодушным одобрением публики и прессы.
«Вчера после четырёхлетнего перерыва в Таун Холле вновь играл Квартет имени Бородина. Недавно этот коллектив изменил свой состав: в него влились скрипачи Михаил Копельман и Андрей Абраменков.
Очевидно, что традиции, существовавшие в этом Квартете, оказались очень сильными, чтобы, несмотря на перемены, ансамбль играл ещё более тонко, прочувствованно, с присущим ему изяществом. Это стало ясно сразу же после того, как они блестяще исполнили Квартет №2 Фа мажор Прокофьева, являющий собой образец восхитительного использования фольклора» «The New York Times»
Годы работы Копельмана в Квартете (1976 – 1996) совпали с ярким периодом в исполнительской судьбе бородинцев. Постоянный филармонический абонемент в Большом зале Московской консерватории, выступление с первым составом «Виртуозов Москвы» Владимира Спивакова, гастроли в Японии, Скандинавии, Австралии, Европе, Америке, в десятках городов Советского Союза – от восточных границ до Сибири и Дальнего Востока.
Вот несколько восторженных отзывов, сохранившихся в буклете, выпущенном к 35-летию Квартета имени Бородина.
«Все музыканты в этом квартете равноценны, а их исполнение стоит на высочайшем техническом и художественном уровне. Здесь нет второго скрипача, так называемый «второй» – он тоже первый, а первая скрипка – лишь первая среди равных. И альт здесь не средний голос, а соперник по полноте звучания великолепно поющей виолончели» «Volksstimme», Австрия
«Манера их игры так красочна и многообразна, что писать о них следует не сухой газетной прозой, а стихами… » Хельсинки, Финляндия
«Вдохновенной правдой хочется назвать исполнение Квартетом имени Бородина всех сочинений, вошедших в программу их концерта… Трудно отдать предпочтение Шуберту или Бородину, Стравинскому или Брамсу так же, как невозможно назвать лучшего из этой великолепной четвёрки: они все разные и в то же время – равные…» «The Japan Times», Токио
Это было время исторических концертных циклов, среди них одним из знаковых можно назвать «Избранные квартеты Бетховена и все квартеты Шостаковича», премьерных исполнений квартетов В. Шебалина, С. Прокофьева, М. Вайнберга.
«Игре «бородинцев» присуща некая магическая притягательность. Они, словно, заставляют слушать себя, притом слух не устаёт, а ощущения не притупляются от первого до последнего звука. В их интерпретациях есть режиссёрско-драматургическое мастерство охвата целого и весомость всех деталей: каждая на своём месте и каждая прекрасна сама по себе». М. Якубов. «Квартет им. Бородина»
Незабываемое творческое общение бородинцев со Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем, Наталией Гутман, Элисо Вирсаладзе, Виктором Третьяковым, Юрием Башметом, Михаилом Плетнёвым, Гидоном Кремером, Елизаветой Леонской запечатлено в фильмах о «Декабрьских вечерах» в Пушкинском музее, в записях на фирмах Мелодия, ЕMI, Virgin Classics, Teldec, Philips, Nimbus, Wigmore Live.
В составе Квартета Михаил Копельман выступил на многих международных фестивалях: Эдинбург, Тур, Зальцбург, Вербье, Пражская Весна, Флоренция, Гонконг и др.
В 1976 – 1993 годах Копельман преподавал в Московской консерватории. С 1993 года живёт в США. Работал в «Токио-квартете», преподавал в Йельском университете.
Копельман неоднократно был членом жюри международных конкурсов скрипачей: в Индианаполисе (США), имени Королевы Елизаветы в Брюсселе, имени Д. Энеску в Румынии, а также в жюри международных конкурсов струнных квартетов в Эвиане (Франция), Пекине, АРД (Мюнхен), имени Бартока (Будапешт).
С 2002 года по сей день Михаил Копельман – профессор скрипки в школе музыки Eastman School (Рочестер), тогда же организовал «Копельман-квартет», в котором играет двадцать лет. Он продолжает участвовать в музыкальной жизни России, не теряет контактов с Московской консерваторией.
В июне 2019 года Михаил Копельман работал членом жюри XVI Международного Конкурса им. П.И. Чайковского, в марте 2013 года в Омске – председателем жюри Международного конкурса скрипачей им. Ю. Янкелевича, в ноябре 2021 года в Уфе возглавил жюри Международного конкурса скрипачей В Спивакова.
Вместе с музыкантами Квартета имени Бородина Михаил Копельман был удостоен Государственной премии СССР, звания народного артиста РСФСР, награды Королевского Филармонического Общества (Англия), Почётной Серебряной медали Концертгебау (Амстердам, Голландия), в год 50-летия Квартета вошёл в российскую Книгу Гиннеса.
Итоги конкурса Владимира Спивакова для российских музыкантов неутешительны
Многая лета блестящему музыканту, прекрасному человеку, навсегда вписанному в историю Российского и мирового исполнительского искусства!
Татьяна Кан