25 марта 1881 года родился венгерский композитор, пианист, музыковед-фольклорист Бела Барток.
Бела Барток принадлежал к числу прогрессивных деятелей венгерской культуры, отдавших свои силы пропаганде народного музыкального искусства. В 1948 году ему посмертно присуждена Премия имени Кошута, в 1955 году – Международная премия мира.
Барток вырос в музыкальной семье. Учился в Будапештской музыкальной академии им. Листа (1899—1903), а с 1907 года стал профессором этой академии по классу фортепиано. Он обладал ценным даром к постоянному самообразованию.
Другой венгерский композитор, Кодай, вспоминал о своем друге:
«Учиться до самой смерти было его страстью. Хотя у него не было особой способности к языкам, он так освоил испанский, французский, английский, словацкий, румынский языки, что мог самостоятельно переводить собранные им тексты…
В записях словацких, венгерских, румынских, турецких мелодий он добился никем другим не достигнутой точности малейших деталей…»
В 1911 году, в Будапеште, впервые прозвучало «Варварское аллегро» Бартока и сразу же насторожило зал. Музыка точно отвечала названию, она действительно похожа была на омузыкаленное варварство. Талантливость этой непривычной музыки, понятая одной частью аудитории, вызвала аплодисменты; необычность, нарочитая грубость музыки, шокируя другую часть публики, была принята в штыки.
Имя Бартока, известное музыкальным кругам европейских стран и раньше, после 1911 года стало привлекать более широкое внимание. С этим именем связана одна из самых значительных глав истории европейской музыки XX века и целая эпоха развития венгерской музыкальной культуры.
Барток проявлял большой интерес к музыкальному фольклору; наряду со своим другом З. Кодаем он был виднейшим собирателем и исследователем народной музыки стран Юго-Восточной Европы. Помимо венгерской, Барток записывал и изучал также румынскую, словацкую, сербскую, болгарскую, украинскую, арабскую и турецкую народную музыку. Он опубликовал сборники венгерских народных песен, румынских народных песен, песен венгров Трансильвании, исследования о музыкальном фольклоре народов Югославии, о народной музыке арабов и др.
Бела Барток не относился ни к одному из модных авангардистских течений своего времени. Однако он стал одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов XX века.
Его перу принадлежат 6 струнных квартетов, одноактная опера «Замок герцога Синяя Борода», балеты Чудесный мандарин, Деревянный принц, Концерт для оркестра, Музыка для струнных, ударных и челесты, два концерта для скрипки с оркестром, симфоническая поэма «Кошут», сюита «На вольном воздухе», сборник «Микрокосмос» (153 пьесы, объединённые в 6 тетрадей).