Человек дня 1 ноября – немецкий оперный режиссер и хореограф Клаус Абромайт.
В Москве в театре “Новая опера” и в Петербурге в Михайловском театре оперы и балета проходят премьеры оперы немецкого композитора Иоганна Маттезона “Борис Годунов или Хитростью приобретенный трон” в постановке Абромайта.
Эта написанная в 1710 году опера в стиле барокко – первое западноевропейское оперное произведение на русскую тему. Возрождение оперы, которую представляет международный состав музыкантов и танцоров, предпринял российский Фонд возрождения старинной музыки.
Европейская премьера “Бориса Годунова” состоялась в конце августа в Гамбурге.
Клаус Абромайт родился в 1955 году в Берлине, где окончил Университет искусств. Он танцор, хореограф, художник. Сооснователь танцевальной труппы L’autrepas , работал с другими известными немецкими танцевальными труппами, специализируется на изучении эстетики театра барокко.
Он известен как постановщик перфомансов и оперных спектаклей в немецких театрах. Автор нескольких персональных художественных выставок и популярных исследований в области культуры.
О Клаусе Абромайте говорит корреспондент нашего радио в Берлине Юрий Векслер:
“Об опере и своей постановке Клаус Абромайт рассказал: “Годунов для меня здесь – образ перехода к построению современного государства, в котором монархии неожиданно для себя приходится считаться с гражданским обществом и структурами управления.
В ариях Бориса в исполнении молодого ливано-бельгийского баса Шахи Турбе заложены все признаки человека власти, но он представлен и как любовник, и как семьянин, и как политик и стратег, а также и как преступник. Он вызывает самые разные чувства – от отвращения до восхищения прежде всего тем, что сочетает в себе все аспекты человеческого существования”.
“Борис Годунов или Хитростью приобретенный трон” – эта никогда не исполнявшаяся до сих пор барочная опера принесла режиссеру пока самую большую удачу. Аплодисменты в переполненном зале были нескончаемые и искренние”,
– писала после премьеры гамбургская “Морген пост”.
Опера Маттезона знакомит публику с вольно изложенным сюжетом прихода Бориса Годунова к власти. Она заканчивается как раз там, где начинает опера Мусоргского. Интересно, что партитура оперы попала после войны в составе архива Гамбурга в Петербург и вернулась обратно только в 1999 году.
Постановка приурочена к 50-летию двусторонних партнерских отношений между современными Гамбургом и Петербургом. Полный текст арии этой чуть более часа звучащей оперы до нас не дошел, он сгорел во время пожара в гамбургской библиотеке и для постановки был реконструирован по фрагментам, процитированным в одной монографии.
Но, как рассказал Клаус Абромайт, многие спорные места легко восстанавливались в репетиционном процессе, так как Маттезон был практиком сцены, и его музыка часто сама являлась подсказкой для понимания происходящего.
Критики спектакля пишут о впечатляющем языке танца и жестов барочного театра, которому Клаус Абромайт обучил свою международную труппу. Российский продюсер постановки Андрей Решетин сказал о Клаусе Абромайте:
“Клаус постарался, чтобы действие развивалось стремительно. Он проявил себя, как невероятный мастер в том, как любые движения превращать в язык, складывать в предложения. Это утраченное искусство, а Клаус его возрождает”.