Ladies Apriori продолжают и выигрывают. Начавшийся в сентябре «триптих» женских вокально-фортепианных дуэтов Ladies Apriori продолжается в уютном зале Галереи Нико.
Вечер 23 ноября стал «днём рождения» нового творческого союза. Стремительно набирающая популярность пианистка Варвара Мягкова выступила вместе с вокалисткой, сопрано Дарьей Зыковой, приглашённой солисткой Большого театра и постоянной участницей концертов агентства Apriori Arts.
Программа вечера, что традиционно для всех концертов, продюсируемых главой Apriori Arts Еленой Харакидзян, была концептуальна.
Первое отделение – Бах. Открыла его Варвара Мягкова, исполнив Прелюдии и фуги из I тома ХТК: C dur, f moll, F dur.
Трудно говорить про интерпретацию если не школьных, то училищных обязательных опусов, не имея слушательского багажа живого фортепианного исполнения. И всё же осмелюсь со своей «колокольни» струнника по диплому и оперомана по сути сказать. Звучание рояля Варвары Мягковой категорически опровергает старую шутку про «ударную» природу фортепиано. Владение нюансами, отношение к фразировке, полное погружение пианистки в Музыку заставляет забыть о времени, пространстве, мелких бытовых проблемах.
«И слушаешь, и таешь», подобно оперной Снегурочке, и вспоминаешь великих мастеров прошлого, особенно, не побоюсь этого сравнения, Марию Вениаминовну Юдину.
А вот дальше, когда вышла очаровательная Дарья Зыкова и началась Кантата Баха BWV 51 Jauchzet Gott in allen Landen (Воскликни Богу, вся земля) для сопрано соло, нежнейшее туше пианистки сменилось бравурным форте, столь полно имитирующем в первой арии звучание струнного оркестра и соло трубы, так увлечённо рисующем Баха -жизнелюбца, что чёткая россыпь колоратур певицы попросту утонула в этом «девятом вале».
Проблема стеклянного купола зала Галереи Нико, добавляющего лишней реверберации, решается просто: крышку рояля можно было бы прикрыть для баланса голоса и фортепиано. Однако в следующих номерах (всего их пять), где «оркестровка» прозрачней, особенно в кантиленных Речитативе Wir beten zu dem Tempel an (Мы храму поклоняемся) и Хорале Sei Lob und Preis mit Ehren (Хвала и честь и слава Богу), удалось по достоинству оценить замечательную музыкальность Дарьи Зыковой, её владение стилистикой Баха.
Звонко-юное по тембру сопрано певицы аутентично-компактно, но по-оперному интенсивно. Заботливо предложенный слушателям распечатанный лист с русским переводом текста кантаты игуменом Петром (Мещаниновым) оказался очень кстати.
Второе отделение строилось так же. Сольная часть пианистки, потом ансамбль.
Шостакович. Прелюдии и фуги, ор.87. C dur, e moll, gis moll. Опять поразилась широчайшему динамическому диапазону Варвары Мягковой, от пианиссимо на грани шороха до не по-женски брутального форте. И вдруг, впервые, подумалось: Шостакович и Бах –«братья по крови»! Через века и расстояние Дмитрий Дмитриевич словно подавал руку Иоганну Себастьяну как равный, рождённый в иную историческую эпоху. BACH-DSCH – классическая аббревиатура!
Насколько Варвара Мягкова может проникновенно ансамблировать с певицей показал цикл С. С. Прокофьева «Пять стихотворений А. Ахматовой». Разве что в первом романсе «Солнце комнату наполнило» многовато было фортепиано. Потом нам спели про «Настоящую нежность», текст полностью соответствовал манере исполнения. «Память о солнце» – ещё тоньше и увлекательней. «Здравствуй!» – контрастные переходы от яркости к светотени. Наконец, «Сероглазый король», трагическая вершина, где повествовательность многопланова у певицы и пианистки.
После благоговейной паузы зал дружными аплодисментами вызвал артисток на бис.
И как воспетая музыковедами «тематическая арка» снова прозвучала Прелюдия Баха До мажор из I тома ХТК, с которой начинался концерт. Только теперь поверх колышущихся арпеджио летел чистый женский голос с мелодией Ш. Гуно на вечной латыни «Ave Maria».
Татьяна Елагина