На фестивале Earlymusic показали оперу “Цефал и Прокрис”, написанную в XVIII веке придворным композитором Франческо Арайя и поэтом Александром Сумароковым.
Восстановить партитуру было непросто.
Earlymusic – фестиваль, представляющий старинные и часто забытые сочинения.
Произведения эпохи средневековье, ренессанса, барокко, классицизма звучат в аутентичном исполнении. Артисты, увлеченные эти музыкальным материалом называют себя исследователями.
Ноты те же, а вот правила чтения – совсем другие, уверяют музыканты. Для объяснения, приводят пример – латинский алфавит и разные языки. Если не знать законов, прочтешь “тхебеатлес” вместо the beatles.
Если играть барочную музыку, не зная философии этого периода, – получится бессмыслица.
“Если говорить буквально, то там надо каждую ноту отставлять друг от друга определнным образом и каждую единицу языка определенным образом начинать и заканчивать. Мышление было таким – все состоит из маленьких кусков, но каждый кусок должен быть закончен и каждый – связан с другим”,
– объяснил худрук постановки Андрей Решетин.
“Цефал и Прокрис” – первая русская барочная опера. Хоть и написана итальянским композитором, в ней наше представление о жанре, уверяют специалисты.
Акцент не на ариях, а на речитативе. То есть, важно драматическое действие. Автор либретто – Александр Сумароков.
“Специфика – в произношении слова. Так, как это было в 1755 году. Мы довольно долго с режиссером ставили именно произношение”,
– отметила барочная певица Елизавета Свешникова.
Режиссер постановки Данила Ведерников давно увлечен реконструкцией барочного театра. Изучает архивы по всей Европе.
“В XVIII веке основным принципом, по которому работали актеры, была, так называемая, теория аффектов, которую необходимо всем изучить. У людей сущствуют некие фиксированные эмоциональные состояния, которые они выражают через мимику и жесты”,
– объяснил режиссер Данила Ведерников.
Старинные инструменты. Изучение театральной технологии и мышления людей минувших эпох. Главная идея: если по-настоящему понять прошлое – сможем лучше разобраться в настоящем.