Вообще Майя Плисецкая и Родион Щедрин не планировали громких празднований собственной золотой свадьбы, но статус звезд всемирного масштаба обязывает.
Печать в паспортах они поставили 2 октября 1958 года (т.е. пятьдесят лет тому назад), и отметили эту дату в Малом зале Московской консерватории в достаточно интимном формате “Майя Плисецкая и Родион Щедрин — 50 лет вместе”. Киевские концерты — своеобразное продолжение этого события.
Познакомились они очень странно — в московском салоне Лилии Брик (той же Брик Владимира Маяковского, которая и в 1950-х непонятным образом могла себе позволить дореволюционного пошиба художественный салон). Лилия Брик “коллекционировала” голоса знаменитостей. И Щедрин сначала познакомился с голосом будущей жены, а уже потом с ней самой.
Впрочем, их творческий и семейный дуэт был создан из противоречий. Она — значительно старше его (теперь это уже не имеет никакого значения, но когда ему 25, а ей 32, не каждый может понять). Он еще совсем молодым возглавил Союз композиторов СССР, и тогда уже балерину обвиняли в “конъюнктурном” браке. В настоящее время, когда визуальная составляющая жизни окончательно перевесила звуковую, сформировалась другая семейная “диспозиция”, ведь кто такой композитор, пусть и самый талантливый, по сравнению со звездой балета?
Чтобы снять все эти вопросы, Майя Плисецкая и Родион Щедрин разделили двухдневный киевский праздник поровну. Программы их двух авторских вечеров полностью самодостаточные и почти непересекающиеся.
Вчера Государственный академический эстрадно-симфонический оркестр под управлением российского дирижера Николая Алексеева исполнил несколько произведений Щедрина: симфонические сюиты из оперы “Не только любовь”, “аранжированные” маэстро “Два танго” Исаака Альбениса и своеобразное ностальгическое попурри — старинная музыка российского провинциального цирка. Настоящим подарком стало выполнение Пятого концерта для фортепиано с оркестром Родиона Щедрина, где сольную партию сыграл российский пианист Денис Мацуев.
В сегодняшнем гала-концерте ставки сделаны лишь на солистов из лучших музыкальных театров мира — Гранд-опера, Ковент-гарден, Ла Скала, Мариинского театра, Большого театра и других. Успешная молодежь будет танцевать в честь прекрасной Майи. А сама Плисецкая своим “танцем с веерами” (хореография Мориса Бежара) докажет, что настоящая балерина и в 82 остается балериной.
Инна Писарская, “Хрещатик”