Впервые за последние семь лет в столице состоялось выступление Волгоградского симфонического оркестра под управлением заслуженного артиста России Андрея Аниханова. В рамках абонемента Московской филармонии «Оркестры регионов России. Шедевры симфонической музыки» 25 января 2023 музыканты исполнили «Вальс-фантазию» Михаила Глинки, симфонию №1 Василия Калинникова и Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Чайковского.
Солистом выступил обладатель 1 премии на Международном конкурсе пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова в Москве — Александр Ключко.
Достойный преемник Эдуарда Серова, Андрей Аниханов уже 5 лет возглавляет коллектив одного из лучших на сегодняшний день региональных оркестров. Оба музыканта — воспитанники ленинградской школы. И петербургская культура звучания труппы сильно ощутима.
Интересное замечание, которое родилось во время прослушивания концерта — чувствуется, что музыканты боготворят, любят и уважают своего руководителя, они с ним на одной волне. Это очень слышно — оркестранты играли с таким чувством, которого порой нет в столичных коллективах.
«Вальс-фантазия» Глинки в интерпретации Аниханова — элегия о несбывшихся мечтах. Ажурная вязь музыкальной ткани, детальная проработка динамики, поэтичность общей картинки — все говорило о ярчайшей индивидуальности маэстро. Искренне не хотелось, чтобы это пиршество звуков заканчивалось. Произведение было исполнено именно с той аристократичностью и деликатностью, которая здесь необходима, но о которой частенько забывают в наше время.
Первый фортепианный концерт Чайковского — визитная карточка русской музыкальной культуры. Представить его по-новому— нелегкая задача, однако Андрей Аниханов и его команда справились с ней безукоризненно. Впервые на памяти автора текста оркестр в этом произведении звучал не как аккомпаниатор и поддержка солиста — он был абсолютно полноправен и представлял собой единый многофактурный ансамбль.
К сожалению, пианист Александр Ключко не поддержал новаций коллеги и исполнил свою партию в некоторых местах просто фальшиво, а где-то совсем несовпадал с оркестром. Не хватало проявления его индивидуальности — в этот вечер он был ремесленником, нежели творцом. Возможно, сказалась его нервозность и молодость (артисту всего 23 года).
Симфония №1 Василия Калинникова — произведение известное и любимое многими. Демократичность музыкального языка, изумительная многокрасочная эмоциональная палитра сочинения уже почти 130 лет вызывают отклик в сердцах публики. Аниханов в своем видении сочинения не пошел по пути переосмысливания композиторского замысла, а наоборот, максимально тонко и близко пытался воплотить его. Симфония прозвучала во всей своей полноте и мощи — хотя, конечно, Калинников — прежде всего лирик, поэт русской души.
Особенно трепетной и прозрачной по окраске получилась вторая часть (Andante commodamente). А бойкое и темпераментное скерцо живо рисовало перед слушателем картину ярмарочной суеты. Сильнейшая энергетика маэстро выплеснулась в финале — подлинном воспевании могучей и великой Родины. В целом, анихановскую интерпретацию отличала целостность, отличное распределение звукового баланса, тонкая проработка деталей и, конечно, невероятная музыкальность.
Благодарные зрители устроили маэстро и оркестрантам овацию. Будем надеяться, что следующий приезд коллектива в Москву уже не за горами.
Филипп Геллер