Универсальный язык хора в Малом зале «Зарядья».
Московский коллектив относительно молод, он не так давно появился на нашей концертной эстраде, но уже хорошо заявил о себе целой серией выступлений с интересными, нетривиальными программами – в разных залах столицы и других городов страны в его исполнении звучали хоровые шедевры и раритетные вещи пяти веков европейской академической музыки.
Молод и состав участников ансамбля, что доставляет дополнительное эстетическое удовольствие публике, приходящей в зал, – помимо свежих голосов она еще и созерцает молодые, красивые, всегда одухотворенные лица хористов.
Хор назвался вокальным ансамблем не случайно – достоинства хоровой исполнительской культуры здесь небезуспешно стремятся сочетать с яркой вокальной индивидуальностью исполнителей, найти верный гармоничный баланс между общим звучанием, целостностью коллектива как художественной единицы и персональной красотой и насыщенностью тембров, каждый из которых, обогащая хор, не теряет своей самобытности.
Руководит коллективом единомышленников по-хорошему амбициозный молодой хормейстер-дирижер Эльмира Дадашева – ее всегда четкий, уверенный жест, точное владение исполняемой партитурой успешно ведут Arielle через премудрости и хитросплетения любого самого изощренного опуса.
На счету вокального ансамбля множество разнообразных проектов: участие в театральных постановках, в исполнении крупных кантатно-ораториальных сочинений, мультижанровые концертные программы, однако, безусловно, главным остается собственное творчество хора – исполнение хоровых сочинений а капелла, причем Дадашева всегда сознательно не ограничивает свои искания какими-то временными границами: все, что написано для хора, подвластно ее артистам. Полностью отвечала этим устремлениям и свежая концертная программа коллектива, прозвучавшая в Малом зале престижного столичного «Зарядья».
На суд публики смело было вынесено необыкновенное разнообразие, какое заключает в себе европейская хоровая культура. С одной стороны, музыка старинная, даже архаичная, ранние образцы многотрудного полифонического письма – как авторства признанных мастеров стиля, так и композиторов, чьи имена мало что говорят широкой общественности. К первым можно отнести, конечно, таких корифеев, как Палестрина, Монтеверди, Аллегри, ко вторым – Бёрда и Филипса: конечно, специалисты и фанаты музыки позднего ренессанса – раннего барокко хорошо знают и последних, но много ли таковых в среднестатистической концертной аудитории?
Arielle доставил истинную радость уху в этих сочинениях, представив кружевные полифонические узоры с графической четкостью и одновременно душевным трепетом, обогатив эту преимущественно строгую, обращенную к небу музыку теплой эмоциональностью и сердечной отзывчивостью.
С другой стороны – сочинения наших современников, которые, как ни удивительно, при всех изысках и своеобразии музыкального языка актуальной композиции великолепно перекликались со старинными полотнами. Были представлены мировые премьеры двух молодых московских композиторов – Алины Подзоровой и Алины Небыковой. Их партитуры уверенно разрушают патриархальные преграды, доставшиеся нам из прошлого.
Сочинение Подзоровой «Пламенный цветок Амариллис», прозвучавшее в финале первого отделения концерта, – это диптих на стихи Торквато Тассо. В первой части опуса угадываются ориентальные первоистоки, общий строй музыки отсылает к изысканным медитативно-восточным стилизациям Стравинского, например его вокальным сочинениям на японские темы («Три стихотворения из японской лирики») или знаменитой шинуазри-оперы «Соловей», чему в особенности способствует мерное «покачиваение» хоровых партий в сочетании с солирующим высоким сопрано, буквально щебечущим голосом (Елена Логинова).
Вторая часть дуплета обращена к ренессансной архаике – заметна перекличка с прозвучавшими в начале концерта шедеврами старинного полифонического письма. Однако это не стилизация, а лишь косвенная аллюзия – мелодический и гармонический язык Подзоровой при всей утонченности и прозрачности, конечно, стопроцентно принадлежит звучащему контексту и музыкальной психологии XXI века. Arielle сумел представить новое сочинение не менее точно, проникновенно и захватывающе, чем образцы старинной музыки.
В сочинении Небыковой «Мистерия для хора» (им открывалась вторая часть концерта) господствует яркая театральность, перекликающаяся с прозвучавшим в первом отделении Miserere mei Аллегри – хоровой коллектив расположился по периметру зала, сделав всю публику словно причастной сакральному звуковому действу (его, как и весь концерт, срежиссировала Елизавета Корнеева).
Солистка-сопрано Варвара Гансгорье, расположившаяся на сцене, ярко обрушивала на публику неистовые реплики и рулады, пламенеющие страстью и космическим напряжением, контрастируя с хоровой фактурой, в которой, впрочем, также не было недостатка в сильных эмоциональных всплесках. В целом мистерия оказалась сочинением скорее не эфемерно-созерцательным, обращенным сугубо к миру горнему, но сосредоточением человеческих страстей, сомнений и боли.
Так же как и в случае с опусом Подзоровой, мировая премьера мистерии Небыковой была осуществлена Эльмирой Дадашевой и ее хором блистательно, с полной отдачей и нешуточным накалом эмоций, сочетающимся с невероятно тонким хоровым мастерством.
После столь мощного энергетического выплеска, требовавшего и от публики максимума концентрации и эмоционального соучастия-сопереживания, коллектив подарил несколько сочинений, которые условно можно отнести к «легкой» хоровой музыке, своего рода хоровому релаксу. К таковым бесспорно можно отнести сочинения Вайтакра, Мишкиниса, Джейло и особенно Карла Дженкинса – в них превалировали доступные, более понятные самой широкой публике мелодика и ритмы. Но и они были исполнены не менее качественно и вдохновенно, с демонстрацией лучших возможностей коллектива.
Горячий прием публики, которой было не так много, как бы хотелось и как того заслуживают и коллектив, и его интересная программа, свидетельствовал, что искусство ансамбля Arielle способно по-настоящему воодушевить. А те, кто по недоразумению пропустил столь знаменательный концерт, имеют шанс услышать эту же программу уже на мартовских праздниках в музее «Новый Иерусалим».
Александр Матусевич, “НГ“