За дирижерским пультом – Владимир Федосеев.
Для меломанов эти слова звучат магически. Выдающийся дирижер, отметивший в августе 85-летие, по-прежнему “на коне” – оперные премьеры, фестивали, выступления с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского.
День рождения у маэстро 5 августа, и все эти месяцы по миру гремели торжества – юбилейные концерты шли вперемежку с премьерами: “Турандот”, “Пиковая Дама”, гастроли в Японии, Китае, Австрии, Чехии, Германии, не считая выступлений в России – Большой симфонический нарасхват.
Владимир Федосеев, как всегда, спокоен. Так и должно быть – за кулисами спокойствие, даже карты кажутся уместными. А в фойе толпится бомонд.
“Чем больше концертов, тем чаще Владимир Иванович будет дирижировать, это для нас большее счастье. То, что мы живем в это время – во время Федосеева – и наслаждаемся его музыкой, – это огромный для нас подарок”,
– подчеркнул генеральный директор – художественный руководитель театра “Геликон-Опера” Дмитрий Бертман.
“Я наблюдал все эти годы, часто ходил на концерты и восхищался его мастерством, тонким проникновением в музыку, какого бы жанра и стиля она не принадлежала – музыка Бетховена, Моцарта, то ли это русская музыка, где он не знает пределов своих возможностей. С русской музыкой он творит потрясающие чудеса”,
– отметил художественный руководитель Государственной академической хоровой капеллы России им. Юрлова Геннадий Дмитряк.
Вся жизнь дирижера – движение, познание, работа над ошибками, которую Владимир Федосеев ведет постоянно, даже в отпуске, в деревне – не выпускает партитуры из рук. А потом еще в них соломинки находит.
Он руководит Большим симфоническим 43 года, называя оркестр большой семьей, в которой есть и старшие дети – концертмейстер Михаил Шестаков в коллективе с 88-го.
“Совсем мягким дирижер тоже не может быть. Естественно, он должен быть, прежде всего, не тираном, а требовательным”,
– объяснил Михаил Шестаков.
От оркестра маэстро всегда много требует. Это теперь у коллектива узнаваемый, неповторимый почерк. Но этого пришлось добиваться, чтобы по первым звукам узнавали.
“Это одно из любимых сочинений Малера. Я просто показываю здесь, как струнный оркестр может играть. Петь. Не играть, а петь”,
– рассказал Владимир Федосеев.
Не у каждого дирижера оркестр поет. И не каждого в прессе назовут
“последним бастионом симфонической культуры”.
Но к таким дифирамбам маэстро Федосеев относится осторожно, для него важнее отзывы рядовых слушателей.
“Люди совершенно не профессионально, но сердцем отмечают, что это – хорошо. Для каждого, персонально. Чайковский сказал: “Там, где кончается слово, начинается музыка”. Когда уже нечего сказать, музыка все скажет”,
– подчеркнул маэстро.
Анна Галинская, Новости культуры