
14 июня 2024 в ДК Рассвет камерный оркестр «Околобаха» представил в программе два великих септета XX века: «Камерную симфонию» Гавриила Попова и «Историю солдата» Игоря Стравинского.
За неделю до концерта для более глубокого понимания этой непростой, но очень интересной музыки специально были проведены две просветительские лекции в библиотеке им. Ф. М. Достоевского на Чистых прудах.
Лекторами выступили кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки МГК им. П. И. Чайковского Нина Свиридовская с темой «Музыкальный конструктивизм. Жизнь и творчество Гавриила Попова» и Александр Шебанов – сценарист, режиссёр, продюсер, автор YouTube-канала «Эпизоды» и «СПГС», который рассказал «О чём на самом деле «История солдата» Игоря Стравинского».
При входе в ДК можно было уловить терпкий пряный запах, который погружал слушателя в особую атмосферу. Концерт открылся сочинением первого композитора без лишних предисловий: музыканты вышли на сцену и под взмах руки дирижёра мгновенно погрузили слушателей в атмосферу советского авангарда.
Дышащая фактура, над которой появляется соло флейты, спустя время ослепительный и, пожалуй, благодаря трубе, пионерский C-dur, насыщенная полифоническими приёмами разработка, где темы продолжают переплетаться между собой. С каждой частью напряжение только растёт, а исполнители все сосредоточеннее смотрят в ноты и на руку дирижёра, который, к слову, решил отказаться от палочки на время выступления.
Несмотря на неожиданные падения нот у фаготиста и виолончелиста, музыканты играли слаженно, как единый оркестр. И даже посторонние шумы с улицы не смогли затмить блестящее исполнение «Камерной симфонии». Всего семь человек смогли создать впечатление игры полноценного оркестра — настолько красочно и ярко по тембрам звучали музыканты! И слушатели это оценили, наградив их оглушительными овациями.
Флейтистка Александра Мелдо сказала про септет Попова следующее:
«Сначала симфония воспринималась для меня очень сложно и диссонантно. Но со временем начинаешь запоминать темы, которые проводятся через всё произведение, и самое главное — слышать их в полифонической фактуре. Даже без изучения партитуры начинаешь понимать место своего инструмента в музыкальной ткани, солировать или уступать коллегам.
В итоге у нашего ансамбля получилось сыграть стройно и выразительно. Качество подобранных исполнителей было на высоте!»
После небольшого антракта музыкантам предстояло исполнить совершенно другое, «театральное» сочинение Стравинского. Одна из сложнейших партий скрипки была виртуозно исполнена концертмейстером оркестра Анастасией Кухтиной.
Накануне у скрипачки был экзамен по специальности с совсем другой программой, но, несмотря на некоторую усталость после ответственного выступления, девушка собралась и выдала максимальный результат, проявив профессионализм.
Было крайне интересно, как в «Истории солдата» актер Иван Болгов будет совмещать в себе целых три роли: солдата, черта и рассказчика. После просмотра и прослушивания сказки, могу смело заявить: справился он с этой непростой задачей — не хочу говорить, как в школе — «на отлично», поэтому скажу: по-мастерски «вкусно». И было очень приятно видеть, как сами музыканты увлечены процессом «игры» оркестра и чтеца.
Кроме того, для всех стало большой неожиданностью, когда в сценическое действие включился сам дирижёр Максим Бетехтин! Проявив незаурядный актёрский талант, ему удалось внести свою изюминку в исполнение сочинения. Как позже выяснилось, это была идея самого маэстро, которая была радушно принята публикой. После концерта он с радостью ответил на несколько моих вопросов:
– Какие у вас впечатления от сегодняшнего выступления?
– Впечатления разные, но в основном тёплые. Во-первых, нас прекрасно принимал «наш слушатель» – сейчас я уже могу сказать, что он у нас появился. Мы стараемся постепенно вовлекать в свой проект людей, знакомить их с нашими идеями и музыкой, которую любим, и здорово, что это мало-помалу происходит.
Во-вторых, «Околобаха» растёт и вместе с коллективом растёт уровень нашей игры. Постепенно собралась максимально инициативная команда безумно талантливых людей, готовых решать любые поставленные музыкальные задачи. Вот этот профессионализм с большой буквы и контакт на сцене на уровне «радиоуправления», пожалуй, самое приятное в концерте.
– Всё ли удалось исполнить из того, что задумывалось?
– Я бы сказал, что многое удалось! Было очень приятно слышать, что наша интерпретация «Камерной симфонии» Попова вызвала бурный послеконцертный отклик слушателей и даже «переиграла» музыку Игоря Фёдоровича. Такого я не мог предвидеть. Мы планируем шлифовать эту программу до блеска, у нас на нее большие планы.
– Были ли какие-то неожиданности во время выступления?
– Неожиданности случаются всегда, и тем паче в театре, но в этом же самое интересное — мгновенно реагировать на предложенные обстоятельства.
– Каковы ваши дальнейшие творческие планы, есть уже задумки новых программ?
– У нас огромное количество планов и идей, с каждым днем их становится только больше. Постепенно мы стараемся воплощать лучшие из них по мере наших скромных сил, но загадывать на будущее я не люблю.
Помимо маэстро своими впечатлениями поделился идейный вдохновитель «Околобаха», кларнетист, участвовавший в программах коллектива с самого основания, Дмитрий Скородумов:
«Очень понравилась площадка, на которой состоялся концерт! Современное пространство, в которое хочется возвращаться с классными музыкантами!
Во время репетиционного процесса у нас получилось проникнуться идеей этой музыки. Больше работали над точным исполнением пожеланий дирижера. Произведения очень разнообразны и требуют постоянного фокуса внимания.
Я считаю, что мы с задачей справились, получился отличный концерт, который надолго запомнится слушателям!
Вообще на моей памяти в оркестре «Околобаха» не бывает обычных концертов, это всегда какой-то вызов, который погружает слушателя в музыку, эпоху, в которой была написана. Это совершенно другой мир, который заставляет слушателя отпустить мирские проблемы и погрузиться в творчество, которое транслирует коллектив! Последнее, что хочется сказать: ходите на концерты!»
Стоит также отметить, что несмотря на то, что никто не просил выключить средства мобильной связи — ни у кого за весь концерт ни разу не зазвонил телефон! Довольно сложно вспомнить, когда так было в последний раз — часто даже в филармонии нет-нет, да и начнёт играть электронная мелодия. Это значит, что коллективу удалось собрать очень культурную публику, которая смогла оценить изысканность программы и кропотливую тщательную подготовку к выступлению, состоявшую не только в музыкальных репетициях, но и, напомню, организации лекций, а также небольшого знакомства слушателей с каждым участником концерта благодаря коротким интервью, выложенными в группе.
За сезон 2023-2024 оркестром было сыграно в среднем около десяти программ, в которые вошли композиторы от Антонио Вивальди до современного классика мексиканской музыки Артуро Маркеса Наварро, который любезно дал возможность провести «Околобаха» российскую премьеру авторских переложений его знаменитых «Danson-ов» для камерного оркестра.
Коллектив сотрудничал с солистами Анной Савкиной, Дмитрием Бородаевым, Анной и Алексеем Богачевыми, Анной Тихменевой, Марком Рейнским и другими.
Не стоит забывать, что сам художественный руководитель и дирижёр Максим Бетехтин, который не так давно попал в стажерскую группу «Виртуозов Москвы» под руководством маэстро Владимира Спивакова, нередко становится солистом программ и выступает перед слушателями как пианист-дирижер. Это стало визитной карточкой оркестра.
Екатерина Белых