14 июня 2024 в пространстве «ДК Рассвет» камерный оркестр «Околобаха» исполнит «историческую программу», составленную из двух разноплановых сочинений для максимально сжатого состава оркестра.
Часто музыка, вышедшая из-под пера композитора, ограничивается рамками, в которые автор помещает себя намеренно или по велению самой жизни. Бывает, что обстоятельства вынуждают писать музыку для определённых коллективов или на определенную тему. «Обстоятельством» может стать время, идеология, заказчик или банальная нехватка средств.
Новая программа камерного оркестра «Околобаха» посвящена изучению таких рамок – того «давления», заставившего двух непохожих друг на друга авторов, Игоря Стравинского и Гавриила Попова, написать сочинения для оркестра из семи человек – септета, которые, меж тем, без труда можно назвать «спрессованным» камерным оркестром – так богата палитра красок и так замысловат порой полифонический рисунок музыкальной ткани.
Юношеское сочинение Гавриила Попова, однокашника Шостаковича, – «Камерная симфония» для семи инструментов ор.1, пожалуй, одно из самых оптимистических его сочинений. Написанная в качестве дипломной работы, она обещала музыкальному миру появление перспективного таланта, новой надежды русского музыкального искусства. Сам Сергей Сергеевич Прокофьев, отметив молодого композитора, «продюссировал» его сочинения в Европе.
Взлёт славы новой звезды русского музыкального «конструктивизма» был стремительным, но недолгим, будучи растоптанным обвинениями в «формализме» за год до обвинений Шостаковича и других авторов репрессивной советской государственной машиной.
Судьба его сложилась непросто – возможностью для внутреннего эскапизма Попов счёл музыку для кино. Поэтому массовому слушателю композитор известен как автор музыкального сопровождения ко множеству кинолент и мультипликационных фильмов, среди которых самые известные: «Сказка о Царе Салтане» 1943 года и культовый кинофильм «Чапаев» 1934 года. По сей день одним из самых известных сочинений Попова, автора семи симфоний и множества других больших сочинений для разных составов, остаётся его «Септет».
Вторым произведением вечера станет популярнейшая «История солдата» Игоря Фёдоровича Стравинского. Театральная притча самого известного русского эмигранта XX века по мотивам русских сказок из сборника А.Н. Афанасьева на французском языке.
Желание поправить трудное финансовое положение побудило композитора, застрявшего в Европе в разгар Первой Мировой войны, написать пьесу для состава, легко перемещаемого для гастролей из одного европейского театра в другой. При этом пьеса должна была использовать максимум изобразительных возможностей оркестра. Оставив всего семь инструментов, а также трех актеров и нескольких танцоров, Стравинский озаглавил сочинение как: «L’Histoire du soldat» – «Сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая».
План с гастролями пьесы был разрушен эпидемией «испанки» (слегла вся труппа). Несмотря на это, сочинение всё равно стало «хитом» и было переведено на русский, английский и множество других языков.
Среди интерпретаторов «Истории солдата», помимо таких евангелистов музыки ХХ века как Пьер Булез, есть и самые удалённые от классической музыки люди. Так в 2014 году свою версию «Солдата» записал основатель и солист группы «Pink Floyd» Роджер Уоттерс.
Два выбранных музыкантами произведения близки друг ко другу по разным параметрам. Помимо состава исполнителей, колкого – ироничного характера, авангардной гармонии начала века, их исторически объединяет совместное исполнение – они уже пересекались на сцене концертного зала – оркестр Би-Би-Си играл их в начале века в одной концертной программе.
Новую версию такого «исторического» концерта представит молодой московский камерный оркестр «Околобаха», в состав которого вошли талантливые музыканты – солисты Москвы и лауреаты международных конкурсов. Художественный руководитель коллектива – Максим Бетехтин – пианист и дирижер, участник стажерской программы «Виртуозов Москвы» под управлением Владимира Спивакова.
В роли солдата, чёрта и чтеца выступит актёр Московского театра кукол – Иван Болгов. «Ваня, можно сказать, идеальный актёр для сказки Стравинского» – признаётся художественный руководитель оркестра – «его композиторское мышление (недавно у Вани состоялась премьера собственного мюзикла на сцене Московского Театра кукол) заставляет текст играть удивительными, порой неожиданными красками и подтекстами».
Очевидно, что путь музыканта от получения нотного текста до сценического воплощения несравнимо больше времени, проживаемого вместе с музыкой слушателем. Потому коллектив музыкантов решил, что было бы замечательно каким-либо образом продлить «слушательский опыт», предшествующий концерту, после чего чистая музыка – её концертное исполнение, много выиграет.
Для этого «Околобаха» впервые организует лабораторию современного слушателя – уже в ближайшие четверг (6 июня) и пятницу (7 июня) состоятся две лекции «Образовательного проекта Околобаха», встречи пройдут в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского, что на Чистых прудах (Чистопрудный бульвар, 23 стр.1).
Спикерами выступят Александр Шебанов – сценарист и режиссёр, автор youtube-каналов «СПГС» и «Эпизоды» с лекцией: «О чём История солдата Игоря Стравинского»; и Нина Свиридовская – доцент Московской консерватории, Кандидат искусствоведения с лекцией: «Музыкальный конструктивизм. Жизнь и творчество Гавриила Попова» (Вход по регистрации).
Лекции призваны подготовить слушателей к восприятию музыки и расширению взгляда на известную музыкальную классику.
Пресс-служба оркестра