В концертном зале имени Чайковского накануне был вечер эталонного звучания. На фоне непомерного обилия фестивалей, многие из которых не отличаются стройностью и продуманностью программы, всё большую любовь публики завоевывают коллективы, которые можно назвать «фестивалями в себе», вечными и беспричинными праздниками.
К таковым, конечно, относится симфонический оркестр и солисты Мариинского театра. Это утверждение верно вдвойне, если за пультом маэстро Гергиев.
С «Сапсана» сразу на сцену концертного зала Чайковского. Для оркестра Мариинского жизнь на колесах дело обычное. Но таких рекордов, как в это году в Маринке не помнят – концертов больше, чем дней в году. Работа на трех сценах, гастроли в тридцати городах России. Этот марафон кажется бесконечным – Казань, Тула, Нижний Новгород, буквально вот были Ханты-Мансийск, Кемерово, Томск. Самара, где Гергиев продолжил фестиваль Мстислава Ростроповича. Для маэстро этот марафон на грани возможного – не предел.
Москва не ставит точку в этом году. И в этом весь Гергиев. Умеет задать градус – заставить работать на идею. Два дня назад в Мариинке была премьера «Отелло», через два – премьера «Трубадура» с Анной Нетребко. Татьяна Рягузова, солистка Михайловского театра, завтра поет «Богему» в Петербурге, но ради этого концерта все бросила и приехала в Москву. Мощную энергетику дирижера и оркестра чувствует, что называется лопатками.
«Это волнительно – так, как в первый раз, но мне было легко»,
– признается Татьяна Рягузова. «Онегина» поет вместе с Андреем Бондаренко. Детали обговорили в поезде, на ходу. Певец поет версию Темирканова в Мариинке и готовит премьеру нового «Онегина» в феврале. Такие темпы для Мариинки дело обычное. Но качество музыки остается люксовым.
«Есть насыщенность, мягкость»,
– отмечает Александр Бондаренко. Валерий Гергиев в этот вечер предпочел Чайковского и Шостаковича. И проверенную команду солистов Мариинки. Сергей Скороходов завтра поет «Риголетто», послезавтра «Макбета», в этот вечер – «Иоланту». Последняя опера Чайковского в Маринке идет давно, а вот Запад «Иоланту» открыл заново.
Сам Гергиев при таких масштабах и возможностях, считает, что именно работа в российской глубинке приносит значимый результат. Аншлаги на концертах классической музыки, молодежь в зале, на сцене – до сих пор вспоминает, как в Ханты-Мансийске оркестр Мариинского исполнял с молодежным хором 9-ю симфонию Бетховена.
«В Ханты-Мансийске прозвучала 9-я симфония Бетховена с хором молодых певцов. Очень порадовал этот концерт. Более 150 певцов из Сургута, Нижневартовска исполнили с Мариинским эту симфонию, и ради этого стоит путешествовать».
– рассказывает Валерий Гергиев.
Маэстро признается: избалованный лучшими сценами мира, он не делает различий между Нью-Йорком и Казанью, Миланом и Саратовым….И каждый раз, выходя на сцену, всматривается в лица людей, пришедших на его концерт, понимая значимость этого события в их жизни.