В воскресенье в Колонном зале им. Лысенко Национальной филармонии Украины состоялось закрытие VIII Международного музыкального фестиваля “Владимир Крайнев приглашает”. Благодаря избирательному подходу организаторов праздника к музыке, а также открытости самым разным исполнителям фестиваль можно назвать ярчайшим событием начала концертного сезона.
Если открытие фестиваля, на котором выступил сам господин Крайнев, собрало рекордное число слушателей, то во второй вечер молодому пианисту Илье Рашковскому пришлось выступать с шумановской программой при наполовину заполненном партере.
Впрочем, в заключительный день фестиваля одному из самых интересных учеников Владимира Крайнева воздалось сторицей: его тщательно продуманная версия Второго фортепианного концерта Дмитрия Шостаковича собрала самое большое количество аплодисментов и криков “браво”.
По степени заполненности зала можно определенно сказать, что слушатели ходили не на фестиваль, а на запомнившегося еще по передачам советского телевидения Владимира Крайнева – благо, пианист выступал много и с ощутимым азартом.
На открытии с оркестром Николая Дядюры он исполнил Концерт #24 Моцарта; на третий день фестиваля в компании юной немки Элизабет Браун и японской пианистки Хисако Кавамуры отыграл моцартовский Концерт для трех фортепиано с оркестром фа мажор; в четвертый день присоединился к российскому Государственному квартету им. Дмитрия Шостаковича, и вместе они исполнили Фортепианный квинтет советского классика (одну из частей даже пришлось повторить на бис).
Но если выступления главного виновника фестиваля всегда отличались ровностью и предсказуемым совершенством, то с выступлениями остальных гостей получалось по-разному. Украинский пианист Денис Прощаев в Концерте ми-бемоль мажор Моцарта позволял себе такую раскованность ритма и интонации, которая может украсить разве что Шумана.
В свою очередь, приехавшая из Великобритании Нелли Акопян-Тамарина выписала шумановский Фортепианный концерт максимально насыщенными красками.
В ее исполнении все казалось значительно преувеличенным, будто показанным в замедленной съемке, а детали пассажей или мелизмов приобретали редко присущий им вес. Госпожа Акопян-Тамарина убедительно работала на большой зал. Именно этого местами не хватало игре российского скрипача Александра Тростянского, сыгравшего Первый концерт для скрипки с оркестром Шостаковича.
Еще более противоречивым оказалось выступление в рамках фестиваля солистки Венской оперы Виктории Лукьянец. В двух немецкоязычных ариях из оперы Моцарта “Похищение из сераля”, пронизанных речитативными репликами, певица будто изучала акустику Колонного зала: ее голос звучал то скованно, то неожиданно резко, что у неподготовленной части слушателей вызвало еле сдерживаемый смех. В сцене Донны Анны из моцартовского “Дон Жуана” и спетой госпожой Лукьянец на бис “Аллилуйя” Моцарта итальянский язык и хорошо знакомая музыка сделали свое доброе дело.
Впрочем, даже выступления всемирно известных солистов не заслонили собой еще одного существенного события, прошедшего в рамках фестиваля,– завершения цикла “Все симфонии Дмитрия Шостаковича”. В последней, Пятнадцатой симфонии Шостаковича каждая группа симфонического оркестра Национальной филармонии (дирижер Николай Дядюра) была награждена овациями.
А исполнение Тринадцатой симфонии Национальным симфоническим оркестром под управлением Владимира Сиренко, хоровой капеллой “Думка” (дирижер Евгений Савчук) и Тарасом Штондой (бас) вообще переросло рамки музыкального события – парадокс, но знаменитая партитура, написанная на стихи Евгения Евтушенко и посвященная трагедии Бабьего Яра, после исполнения в середине 1980-х звучала в Киеве лишь во второй раз.
Юлия Бентя, Коммерсант-Украина