В Казани завершился Пятый Международный фестиваль «Рахлинские сезоны» Государственного симфонического оркестра республики Татарстан. Смотр посвящен основателю оркестра, выдающемуся дирижеру Натану Рахлину.
Столицу Татарстана посетили знаменитые западные музыканты – скрипачка Франческо Дего, пианисты Давид Фрэ и Алессандро де Люка, а также дирижеры Гавриэль Гейне и Джон Нэшлинг. Однако самое интересное событие фестиваля – Девятую симфонию Малера худрук форума, маэстро Александр Сладковский оставил на вечер закрытия. В Казани она прозвучала впервые.
Девятая симфония, согласно поверью среди композиторов, — симфония проклятия. Малер считал, что она станет для него последней, вспоминая опыт Бетховена и Антона Брукнера. Именно поэтому на протяжении долгого времени он избегал указания порядковых номеров своих произведений. С другой стороны, именно Девятая стала настоящей вершиной в творчестве композитора и одновременно – вызовом для дирижера.
Как рассказал маэстро Сладковский, он выбрал для финала фестиваля именно это произведение Малера из-за глубокого драматизма Девятой симфонии.
“Эмоционально она перенасыщена и посвящена тому, что все мы смертны и все идем к одному концу. Мне показалось очень символичным исполнить ее в память о советском дирижере Натане Григорьевиче Рахлине, и заодно пополнить коллекцию малеровских симфоний, которую он начал собирать в конце 1960-начале 1970-х. Мы решили, что лучшей партитуры с точки зрения масштаба и качества мы не найдем. Рахлин бы точно ее оценил”,
– пояснил дирижер.
За 103 года, прошедших с премьеры симфонии, в Казани не было оркестровых сил для ее исполнения.
“Оркестр был создан почти 50 лет назад, и состоял всего из 80 человек. У Рахлина не было физической возможности приглашать большое количество музыкантов. По этой причине в Казани не было даже попыток исполнения Девятой. Сейчас же она нам по силам”,
– заявил Александр Сладковский.
Симфония занимает целый концертный вечер, так что подчас главная задача маэстро – не столько донести все то, что хотел сказать композитор, но – удержать внимание публики. Впервые среди присутствующих в зале оказались игроки баскетбольной команды УНИКС, совместно с тренером Евгением Пашутиным.
Как рассказал маэстро, музыкантов и спортсменов на самом деле многое связывает.
“Это была моя давняя мечта, еще когда наш коллектив участвовал в Универсиаде. Спорт и музыка – очень похожие дисциплины, которые требуют полной отдачи. Спортсмены очень много и честно трудятся, в результате добиваясь результатов. Наши команды – это бренды республики, так же, как и оркестр. Мы представляем родину на интернациональном языке. Теперь наша очередь пойти к ним гости, а там, глядишь, и подружимся”,
– считает Александр Сладковский.
Концертный зал имени Сайдашева не сумел вместить всех желающих, а слушатели заполнили проходы и балконы. Некоторые, правда, не удержались, и попытались наградить музыкантов овациями после третьей, бравурной части. А вот впечатление «повисшей тишины», завершающей симфонию, было слегка испорчено не вовремя раздавшимся звонком мобильного телефона. После публика еще долго овациями уговаривала маэстро на бис, но Девятая Малера – одно из тех сочинений, после которых бисы не играют.
Виктория Иванова, “Известия”