Выступлением трех хоровых коллективов – Мариинского театра, Московской капеллы мальчиков и “Мастеров хорового пения” в Зале Церковных соборов храма Христа Спасителя открылась Хоровая программа Московского Пасхального фестиваля.
В этом году открытие Хоровой программы прошло без участия Валерия Гергиева, который по окончании воскресных концертов в Большом зале консерватории в тот же вечер отправился с оркестром в региональное турне – Смоленск, Брянск, Белгород, Курск, Орел, Тула, Калуга.
Между тем, хоровой сюжет нынешнего XII Пасхального фестиваля будет более интенсивным, чем в прежние годы. Гергиев, возглавивший Всероссийское Хоровое общество планирует возрождать хоровое пение в масштабах страны.
В результате в программах XII Пасхального появились не только гостевые хоровые коллективы – из России, Белоруссии, Чехии, Армении, Греции, Сербии, Венгрии, Грузии, Абхазии, но и “рабочие” хоры – сводные городские составы, специально созданные для выступлений на Пасхальном фестивале. Гергиев надеется, что новые хоры не распадутся по окончании концертов, а будут поддерживаться городскими головами.
Сочинение, которое исполняется во всех городах, причем с детскими и юношескими составами – “Stabat Mater” Перголези. Как заметил руководитель хора “Мастера хорового пения”, выступавшего на открытии Хоровой программы в Москве, Лев Конторович:
“Это произведение, написанное для двух голосов – для сопрано и дискантов или альтов, с одной стороны, довольно сложное в плане точного музыкального исполнения (техника, штрихи), но интонационно очень ясное, доступное. Оно абсолютно замечательно по музыке и всегда присутствует в репертуаре детских хоровых коллективов”.
Исполнение “Stabat Mater” юными музыкантами вместе с оркестром Мариинского театра уже прошло в Смоленске и Брянске, далее планируется в Курске, Туле и Калуге.
А в Зале Церковных соборов в Москве Московская хоровая капелла мальчиков (под руководством Виктории Смирновой) исполнила обширный репертуар духовной музыки XIX – XX веков – сочинения Чайковского, Кастальского, Никольского, в сдержанной аккуратной манере, чистым, ясным звуком, тонко отражающим мир бесплотной красоты.
Лев Конторович, руководитель Академического большого хора “Мастера хорового пения” Российского государственного музыкального телерадиоцентра:
“Если говорить о русской музыке, то исторически – это, прежде всего, православная музыка. Не было бы никаких наших великих композиторов, включая Глинку и Чайковского, если бы не было православной музыки. И Пасхальный фестиваль играет огромную роль в том, что интерес к этой музыке растет.
Духовная музыка, которую мы исполняем на Пасхальном фестивале, это основа нашего а’капельного репертуара: произведения Чеснокова, “Всенощная” Рахманинова, “Литургия” Чайковского, Концерты Бортнянского, сочинения современных композиторов. Недавно мы пели “Светлое воскресение” Рубина, написанное в 80-е годы прошлого века – удивительно яркая, талантливая музыка, отражающая мир человека верующего и искреннего.
Но в рамках Пасхального мы поем также и зарубежную, светскую музыку. На открытии исполнили сочинения Моцарта и Баха-Гуно. Мы также исполнили сочинение Николая Голованова “Свете тихий”. Это удивительная музыка, продолжающая традиции Рахманинова. Но сам Голованов при жизни не слышал ни одного своего произведения.
Мы возрождаем многих композиторов с известными именами, но неизвестных именно в этом репертуаре. И это важно. Так же, как и то, что государство повернулось лицом к хоровой культуре.
Сегодня в Хоровой программе Пасхального фестиваля выступят хоровая Капелла Абхазии (Сухуми), Молодежный хор Белорусской Государственной академии музыки (Минск), Детская хоровая студия “Веснянка” (Москва).
Ирина Муравьева, “Российская газета”