В Электротеатре “Станиславский” – премьера.
Композитор Владимир Раннев объединил в опере “Проза” тексты двух писателей, разделенных целым столетием.
Антон Чехов и Юрий Мамлеев. Создатели постановки, как сказано в аннотации, считают этих авторов
“самыми жесткими и бескомпромиссными… в полуторавековой традиции русского реализма”.
Больше года ушло на разработку инженерной конструкции, которая разрезает сцену Электротеатра на две части.
Внутри металлического каркаса – полупрозрачные зеркала и стёкла – для сложного оптического 3D-эффекта – который, конечно, гвоздь этой супер-техногенной оперы.
Это двойной дебют. Композитор Владимир Раннев ни разу ещё не ставил свои произведения. А художница Марина Алексеева – никогда не переносила свои инсталляции именуемые “искусство в коробке” на сцену. С ней мы оказываемся в настоящем зазеркалье.
“Собственно это то, что создаёт объём на сцене – мы же видим всегда пространство, и это пространство гуляет, иногда появляются персонажи, это всё связано и текстом и музыкой”,
– рассказала художник-постановщик Марина Алексеева.
Сложносочиненному, многослойному пространству соответствует двухуровневая литературная основа этой постановки. Жёсткий рассказ Юрия Мамлеева про сбитую грузовиком девочку воспроизведен в мультфильме и спроецирован внутрь зеркал, зритель его читает.
Бессобытийную повесть Чехова хор поёт acapella – зритель слушает.
“Один текст создаёт напряжение для другого, между ними искра, это помогает понять и природу событий”,
– отметил режиссёр, композитор Владимир Раннев.
На одной сцене – профессиональные оперные певцы и непрофессиональные музыканты-артисты. Исполняют одинаковый по сложности материал. Одним пришлось учить других. А всем вместе – петь в таком пространстве.
“Пять световых точек, мы являемся персонажами комикса, который оживает благодаря тому, что мы на заднем фоне высвечиваемся, попадаем внутрь этой картинки”,
– объяснил актер Сергей Малинин.
“Сложно по звуку -девочки из хора внизу, а мы – за стеклом, за стенкой. Мы можем осуществлять общее звучание благодаря клик-треку”,
– рассказала актриса Арина Зверева.
Название “Проза” для оперы – тоже вызов, эксперимент. Владимир Раннев подчеркивает: отталкивался именно от текстов. Их здесь воспроизводят всеми доступными способами.
Второй смысл названия – проза жизни, бытовая, хоть и очень страшная история. Такой вот, русский реализм, спетый по канонам современного искусства.
Ирина Разумовская, Новости культуры