Название, выбранное театром из десяти опер Чайковского, замечательно вписывается не только в предрождественскую афишу, но и в репертуарную стратегию Урал Оперы с ее изящным балансом между новым, экспериментальным и традиционным, между современностью и историей.
Опера “Черевички”, написанная по повести Гоголя “Ночь перед Рождеством”, с одной стороны, хрестоматийная классика, с другой – актуальная “украинская” тема, вызывающая определенные ожидания публики, готовой считывать более глубокие смыслы этого сюжета, чем фольклорная идиллия Диканьки.
Спектакль создан творческой командой: режиссер Борис Павлович, художники Александр Мохов и Мария Лукка, хореограф Нурбек Батулла, дирижер-постановщик Константин Чудовский.
На всех премьерных спектаклях – аншлаг, “Черевички” не шли в Екатеринбурге более 70 лет, и для публики театра это название, по сути, новинка. Как, впрочем, и на других российских сценах “Черевички” – редкий гость.
Факт парадоксальный, поскольку музыка партитуры полна интриги: опера переработана Чайковским в 1885 году из его более ранней партитуры “Кузнец Вакула” (1874), поэтому ее музыкальная материя родом из прошлого и подобна зерну, из которого вырастет потом и лирический Ленский, и полонез в “Онегине”, и мистическая суггестия “Пиковой дамы”.
Дирижер Константин Чудовский эту музыкальную фактуру слышит и очень тщательно собирает ее, словно пазл, в целостную картинку “всего Чайковского”. Но, пока партитура не выстроилась окончательно, оркестровая ткань “бурлит”, торопится.
Музыку сопровождает полнометражная красочная анимация, созданная Анастасией Соколовой и ставшая не только элементом сценографии, но и фантастическим параллельным миром, где бродит мамонт, пробирающийся сквозь вьюгу и сугробы, гибко виляют хвостами рыбки в глубинах Днепра, где виднеются вышки электропередачи – быль или небыль?
Режиссер Борис Павлович обошелся в своем решении без прямолинейной актуализации и этикеток, но увел действие и от конкретности: Диканька в спектакле оказалась не украинским селом, а вымышленным местом, без определенной локации, причем в одномерном формате, как в вертепе или в кукольном театре. “Карабасом” в этой сказке выступает Бес.
Именно он становится мотором действия – гибкий, быстрый, пластичный, напоминающий типажи Уорхола – с синим лицом и желтым париком, в желтом, вырви глаз, костюме. Он выскакивает, как из-под земли, взмахивая светящимся жезлом, и приводит в движение дома, вышки, луну, людей, круги, квадраты. Его острый, пластически отточенный образ магнетизирует зал (в исполнении Дмитрия Стародубова и Алексея Семенищева).
У Беса – подземная свита в шахтерских робах и касках с рожками. Чудовский подчеркивает жесткий пунктир скачущего ритма, в котором и свита, и жители Диканьки, словно в гипнозе от Беса, начинают дрыгаться, выплясывая дикие танцы. Этот ритм словно метка Беса, а пара ему – Солоха, такая же резкая, быстрая, задиристая, в одну секунду преображающаяся из бесформенной особы в халате и валенках в красотку в обтягивающем шелковом платье.
У Веры Позолотиной Солоха не уступает Бесу, он еще и прислуживает ей в доме, напоминающем гигантскую, запутанную, как лабиринт, самогонную трубу. У Елены Бирюзовой образ Солохи менее “когтистый”, но вокально яркий.
Между тем население Диканьки – это рождественская толпа, идиллически беззаботный народ, отсылающий к миру наивного искусства, в костюмах яркой лоскутной расцветки. Эти диканьковцы веселятся и поют, перекликаясь с разных сторон сцены, а еще кланяются в зал: “Добрый день!” И публика радостно машет им в ответ.
В толпе мелькают ряженые, лоскутный медведь из серии “народных промыслов” и огромная синяя птичка в желтых сапожках – в тех самых черевичках, которые желает иметь Оксана. Эта птичка всегда рядом с Оксаной, слушает ее монологи, обращенные к своей красе, тихонько присаживается на диване под благостным “ковриком с лебедями” и портретом Пушкина (Оксана – образованная девица, дочь местного олигарха Чуба).
Но Оксана своего счастья рядом не замечает, бойкая, резкая (к сожалению, пока еще не звучащая ни у Ольги Семенищевой, ни у Ольги Стародубовой), она изводит Вакулу – влюбленного в нее художника в рабочем переднике, заляпанном краской. А Вакула поет свои чувствительные ариозо и песню, которую Чайковский вставил именно в “Черевички” – “Слышит ли девица, сердце твое”, где прощается с жизнью на берегу Днепра.
Пронзительная лиричность этой песни в исполнении Сергея Осовина напомнила о знаменитой арии Ленского, а у Игоря Леуса более драматические краски голоса придали ей, наоборот, протестующий характер.
Остроумно решенным, по сути, сценическим шедевром стал в спектакле полет в Петербург. В мгновение ока, пока Вакула и Бес изображали вибрацию мотора, на экране появился вензель Е, спустились шпалеры и фрагменты колонн, диканьковская красочность сменилась унифицированным тоном, выехала, словно триумфальная колесница, плоская пирамида из имперских регалий – гербов, знамен, вензелей, венчающаяся профилем императрицы.
Действие в Петербурге обернулось в чистейший церемониал – с шеренгами придворных, балетом русских красавиц, дикими плясками казаков, покрытых татуировками, и патетической одой Светлейшего (харизматичный Юрий Девин), восхвалявшего Минерву и силу русских богатырей, расправившихся с недругами. Остановившийся мир, не меняющийся веками, противоположный полюс веселой Диканьки.
Но Павлович вернул действие к феерии сказки, где неизменно побеждает добро и любовь: Вакула привез черевички, правда, получила их не Оксана, а Солоха – от отца Оксаны Чуба, жениха. Диканьковцы ликовали, лоскутный медведь танцевал, а со сцены вновь звучало в зал: “Добрый день!”
Ирина Муравьева, “Российская газета”