Товарный знак Большого театра признали общеизвестным. Это значит, что теперь изображение его фасада, а также слово “Большой” нельзя использовать без разрешения театра.
GZT.RU выяснила, к каким компаниям у первого театра страны накопились претензии.
К тому, чтобы, наконец, называть свой товарный знак общеизвестным ГАБТ шел два года, потратив на это, «семизначные суммы»— на юристов, социологические исследования, составление документов, рассказал Антон Гетьман, замгендиректора Большого театра.
Дело не в желании подтвердить общественное признание в Роспатенте— в последние годы театр стал все чаще сталкиваться со случаями незаконного использования своего бренда.
«Это не значит, что мы сейчас с шашкой наголо бросимся, например, запрещать выпуск открыток с видами Москвы, где одним из самых популярных изображений является фонтан перед нашим театром или предъявлять претензии к компаниям, которые давно используют наш товарный знак, выпуская качественную продукцию.
Речь о недобросовестных предпринимателях— от производителей кондитерских товаров до спиртосодержащих напитков»,
— говорит Гетьман.
Так, например, у ГАБТа нет претензий к «Объединенным кондитерам», которые выпускают шоколад «Вдохновение» с изображением театра— он появился раньше 2005 года, когда Большой театр был признан товарным знаком, зато имеются вопросы к ресторатору Аркадию Новикову, открывшему в 2009 году ресторан «Большой».
В «черном списке» и швейцарская компания Mello Trading, выпускающая водку «Большой». Не говоря уже о многочисленных организаторах концертов со «звездами Большого театра».
В ближайшие дни в Мурманске ГАБТ будет судиться и с производителем пластиковых пакетов с изображением Большого для магазинов duty free, партия которых была задержана на границе.
Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)
Один из крупнейших в России и самых значительных в мире театров оперы и балета. Расположен в центре Москвы, на Театральной площади.
Был основан по повелению императрицы Екатерина II в 1776 году князем Петром Урусовым. Дважды здания, построенные под театр, сгорали. Третье, в котором сейчас и располагается ГАБТ, было сооружено в 1825 году архитектором Бове по проекту ректора петербургской Академии Михайлова. Театр открылся представлением «Торжество муз».
Успехи театра были отмечены Государственной премией России (балет «Пиковая дама» в 2004 г., Светлана Захарова в 2007 г.) и Национальной театральной премией «Золотая маска» (спектакли «Пиковая дама» (балет), «Похождения повесы», «Светлый ручей», «Летучий голландец», «Дети Розенталя», «Сон в летнюю ночь», «Болт», «Игра в карты», «Волшебная флейта», «Евгений Онегин»). Создатель спектаклей «Похождения повесы» и «Евгений Онегин».
Буква закона
«Предъявить права на использование своего товарного знака Большой театр может только в том случае, если производитель сознательно пытается создать ассоциацию своего продукта с Большим театром. Само слово „большой“ из словаря не изымается, его можно использовать»,
— объясняет директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности, адвокатадвокат МКА “Клишин и партнеры” Владимир Энтин. Так, по его словам, название журнала «Большой город» ассоциируется с мегаполисом и не может быть оспорено театром, другое дело— если речь идет об обуви «Большой», на коробке которой изображены перекрещенные пуанты.
Под особым «наблюдением» в данном случае оказываются так называемые однородные товары и услуги— развлекательные мероприятия и организации, занимающиеся концертной и театральной деятельностью, отмечает адвокат компании «Муранов, Черняков и партнеры» Антон Мальгинов.
«Хотя в каждом конкретном случае необходимо будет проверять, имеется ли ассоциация с Большим театром и возможно ли смешение»,
— добавляет он.
Громкое имя
Большой театр— не первый «общеизвестный товарный знак» в России. Ранее ими были также признаны Mail.Ru и «Газпром». За рубежом к таковым относятся Intel, Coca-Cola, Nescafe, Tiffany. Есть и «общеизвестные товарные знаки» в театральном мире— «Grand Opera» в Париже, нью-йоркская «Метрополитен опера», оперный театр «La Scala» в Милане.
«Причем, La Scala получил этот статус в одночасье— решением правительства итальянской республики. Нам же пришлось пройти дорогой, долгий, непростой забюрократизированный путь»,
— отмечает Антон Гетьман.
Надежда Куприна, Наталья Пыхова, “Газета”