24 марта завершился контракт исполнительного директора Пермского театра оперы и балета Анатолия Пичкалева.
Он уже в третий раз в жизни (как в 1987 и 2002 годах) уйдет в Пермский театр драмы (ныне, под руководством Бориса Мильграма, — «Театр-Театр»). А его место в опере займет Галина Полушкина — человек в театральном мире неизвестный.
Полушкина по профессии экономист-кибернетик и работает первым заместителем гендиректора компании «Прогноз». Этот семейный бизнес-проект (гендиректор — супруг Полушкиной Дмитрий Андрианов), запущенный в 1991 году, со временем превратился в корпорацию с двухтысячным штатом и представительствами в девяти странах.
Компания производит программное обеспечение, в числе ее клиентов — такие разные организации, как «Газпром» и Международный валютный фонд, администрация президента РФ и департамент сельского хозяйства США.
Три года назад Андрианов с супругой начали финансово поддерживать Пермскую оперу — по словам Полушкиной, из-за Теодора Курентзиса, с приходом которого в театре «закипела интереснейшая творческая работа».
“Мы давно общаемся и дружим с Галиной Полушкиной. Она и ее муж поддерживали нас не только финансово, но и экспертным мнением, в настоящем смысле слова являясь попечителями театра”,
— поведал генеральный менеджер театра Марк де Мони.
Идея совместить приятное с полезным — дружбу с работой — и пригласить Полушкину на должность директора пришла в голову худруку театра Теодору Курентзису.
С его же персоной связан и уход прежнего директора: Пичкалев, давая интервью, не скрывал недовольства, в частности, введенной Курентзисом популярной на Западе системой Stagione (спектакли демонстрируются блоками, а не на основе постоянной ротации, как в системе русского репертуарного театра).
“У Пичкалева были разногласия с Курентзисом. Но они расстаются совершенно спокойно и с обоюдным пониманием”,
— признал Марк де Мони.
“Мне жаль, что Анатолий Евгеньевич уходит. Я несколько лет с ним работал. Это представитель особой породы людей, настоящих людей театра”,
— заявил Георгий Исаакян, худрук Пермского театра в 1991–2010 годах.
Исаакян добавил, что «в принципе не понимает», как в российском театре может функционировать система Stagione.
“Stagione — это всегда импорт. А наш репертуарный театр — экспорт. Зачем уничтожать репертуарный театр, являющийся гордостью России, в попытке скопировать европейский опыт? Но это вопрос не Перми, а всей страны”,
— заключил Исаакян.
Галина Полушкина театрального опыта не имеет. Но надеется приобрести.
“Я буду заниматься вопросами административного управления, хозяйственными делами. Конечно, у театра есть своя специфика, но я человек обучаемый. А управленческий опыт у меня есть”,
— сказала будущий директор.
Контракт, условия которого еще не обсуждались, будет заключен в середине апреля. Кадровую смену курирует губернатор Виктор Басаргин — как объяснил Марк де Мони, назначение Полушкиной для него очень важно, поскольку он лично руководит процессом реконструкции театра.
Этот процесс должен был начаться еще в 2010 году. Проект, разработанный знаменитым британским бюро Дэвида Чипперфильда, предполагал строительство нового зала на 1,1 тыс. мест и реконструкцию существующего на 709. Однако из-за смены власти в регионе реконструкция задержалась и «ужалась»: Виктор Басаргин секвестировал смету с 7,4 млрд до 5,1 млрд рублей, главным образом за счет отказа от двух подземных этажей. При этом основные параметры проекта, как утверждается, не изменились.
Бюджетные миллиарды, хоть и урезанные, неизбежно вызывают вокруг театра ажиотаж. Но Галина Полушкина дает понять, что делить деньги будут без участия театра.
“Хочу внести ясность: реконструкцией будет заниматься не совсем театр. Ее заказчиком и организатором будет управление капитального строительства Пермского края. Для меня главное — обеспечить бесперебойную работу коллектива и комфорт для зрителей во время строительных работ, ведь новое здание будет вплотную примыкать к нынешнему.
Кроме этого, нужно будет следить за тем, чтобы соблюдались принятые проектные решения, а также подготовить все коллективы театра к функционированию на двух сценах,
— пояснила Полушкина.
По ее словам, решающим фактором при принятии решения для нее была «возможность работать вместе с Теодором». Приглашение модного дирижера, выходца из Греции и ученика легендарного Ильи Мусина, было одной из последних арт-операций прежнего руководства края. Напомним, губернатор Олег Чиркунов поставил стахановскую цель — к 2016 году превратить уральский город в «культурную столицу Европы». В апреле 2012 года Чиркунов был отправлен в отставку, а сменивший его Виктор Басаргин решил поубавить щедрые бюджетные вливания в культуру.
Столичные культурные варяги во главе с Маратом Гельманом к Перми быстро охладели, благо что Басаргин недвусмысленно намекал: причиной отставки предыдущего губернатора стало именно то, что он «заигрался» с Гельманом.
А Курентзис перемену ветра пережил спокойно и даже перехватил инициативу в пермской культурной революции, заявив, что
«не верит в большие слова вроде «культурной столицы Европы», а верит в большие дела»
В пресс-службе губернатора Пермского края заверили, что у Басаргина и Курентзиса «очень хорошие отношения». Во время их первой встречи глава региона пообещал учесть при проектировании новой сцены театра все пожелания дирижера.
Как сообщил Марк де Мони, 1 марта экспертиза проекта была завершена, а в мае должно начаться строительство. Возвести новое здание планируется к началу сезона-2016/17, после чего эпицентр работ переместится на историческую сцену.
Ярослав Тимофеев, “Известия”