Денис Мацуев и Александр Сладковский с ГАСО Татарстана открыли новый сезон в Московской филармонии.
И сделали это уже не впервые: ровно год назад старт сезону в Концертном зале имени Чайковского тоже дали они. Тогда звучали «Бурлеска» для фортепиано с оркестром Рихарда Штрауса, Второй фортепианный концерт Листа и Пятая симфония Бетховена.
Теперь − Чайковский. И ничего, кроме. Хрестоматийные Первый фортепианный концерт и Пятая симфония. Неожиданно. Но, очевидно, ожидаемо многочисленными поклонниками. Зал битком, хотя, казалось бы: 1 сентября, 30-градусная жара, да и вообще – завтра в школу, а лето − эта «маленькая жизнь» – кончилась… Но то, что для обычного человека – грусть и тоска, то для меломанов – праздник: седовласые старушки и девочки с бантиками несли и несли охапки цветов, молодежь хором кричала «браво». В зале царил небывалый подъем.
Но почему все-таки Первый концерт, который Мацуев играл сотни раз, начиная с двенадцатилетнего возраста (впервые это случилось на родине в Иркутске), а уж слышал сколько раз – и не сосчитать? Может быть, это было предложение филармонии? Оказалось, нет: пианист выбрал его сам, так как
«давно здесь не играл, да и для открытия сезона лучше произведения не придумаешь».
Денис считает этот концерт сложнейшим в своем жанре:
«Каждый раз играешь его как в первый и в то же время – как в последний раз. Все написано жутко коряво, − ведь Чайковский, в отличие от Рахманинова и Листа, не был пианистом. Но музыка гениальная, надо только суметь передать это «антипианистическими» средствами. Однако с таким партнером, как Александр Сладковский, можно творить и импровизировать».
Руководитель ГАСО Татарстана тоже много раз играл Первый Чайковского, больше всего − именно с Денисом. У них сложился особый тандем, свой стиль подачи знакомого текста, когда нет привычного безоговорочного доминирования солиста, а есть именно соревнование с оркестром, как должно быть. И хотя безупречная виртуозная игра Мацуева наверняка привлекает слушателей всех мастей прежде всего, в тот вечер мы с не меньшим интересом и удовольствием вслушивались в яркие, самоценные оркестровые фрагменты: дружные духовые тутти в первой части, проникновенное соло флейты в начале второй (Венера Порфирьева) и не только…
Да и в целом равноправие участников сделало исполнение многогранным, интересным вдвойне. Как тут не вспомнить слова Мстислава Ростроповича о том, что «исполнитель не должен казаться исполнителем, он должен казаться сочинителем», который здесь и сейчас, «на глазах у изумленной публики» как бы «создают» заново вечнозеленое творение.
Именно это у Мацуева, Сладковского и его оркестра в тот вечер и получилось. И не только в Первом концерте, но и в Пятой, которую Александр выбрал в пандан Концерту как «идеально сочетающийся с ним». А если учесть еще и сыгранные «чайковские» бисы, то драматургия всего вечера получилась более чем убедительной, завершенной, но при этом остро контрастной, подчеркнуто театрализованной. Все, как и должно быть у Чайковского.
В конце первого отделения Денис сыграл на бис «Октябрь» из «Времен года».. Это были особые четыре с половиной минуты. Свет приглушили, и почти в кромешной мгле зазвучала знакомая, хотя и немало переосмысленная музыка, в которой было много красивого тихого звука, рубато и четко прочерченных полифонических линий. В ней слышались стон, жалоба, откровенное признание, вопросы, на которые нет ответов (недаром пьеса заканчивается не на тонике, а на пятой ступени, как бы обрываясь на полуслове).
В какой-то момент показалось, что с нами говорит сам автор во время спиритического сеанса. Стало жутковато, вдруг вспомнилось, что именно в октябре композитор ушел из жизни. Неужели он говорил в этой пьесе о смерти? Нет, не может быть, ведь «Времена года» − это 1876 год, Чайковскому всего 36. Но вспомним: уже через год, в 1877, он совершит неудачную попытку самоубийства, и тоже осенью.
Искренне аплодирую Денису, сумевшему наполнить невероятно глубоким, буквально космическим содержанием эту до боли знакомую миниатюру, которой автор предпослал незатейливые строки Алексея Толстого: «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, листья пожелтелые по ветру летят»… Но мало кто помнит, чем это стихотворение заканчивается:
«В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю».
Да, и слезы, и любовь – все было под пальцами Дениса Мацуева…
Грандиозная Пятая симфония Чайковского во втором отделении прозвучала как нечто прямо противоположное тихому, тонкому «Октябрю». ГАСО Татарстана продемонстрировал тут всю свою оркестровую мощь, сочное, слитное, дружное звучание. Дирижер особо подчеркивал контрасты − темповые и не только. Дихотомия темного и светлого начал чувствовались настолько остро, что, казалось, симфония имеет сюжет. Сюжет не сюжет, но ее главная тема, как мы помним, − человек в борьбе с роком.
Вслушиваясь в саму музыку, в очередной раз подумалось: как же Чайковский любил духовые, какие прекрасные тутти и соло он подарил этой группе инструментов! Скажем, Пятая симфония так популярна во многом благодаря протяженному, красивому и очень сложному соло валторны в медленной части, более того, от качества его исполнения не в последнюю очередь зависит успех симфонии в целом. И далеко не в каждом оркестре найдется солист, достойный этой поистине великой мелодии. У казанцев это концертмейстер группы валторн Сергей Антонов, который сыграл тему культурным, благородным звуком.
Сегодня этому коллективу подвластно многое: недаром в ближайших планах Госоркестра Татарстана запись всех десяти симфоний Малера! Оркестр стал одним из самых востребованных в стране, и в этом заслуга и музыкантов, и продюсерской команды Александра Сладковского во главе с Алексеем Пилюгиным, и самого маэстро, который уже 15-й год стоит у руля ГАСО: «Рахлин тринадцать лет был худруком, я уже приближаюсь к Фуату Мансурову» (который руководил оркестром в 1985-2010).
Ну а в тот памятный вечер открытия сезона в Московской филармонии победный финал грандиозной Пятой симфонии вновь вернул в зал атмосферу праздника. И к всеобщему ликованию Александр Сладковский поставил жирную точку в программе вечера, сыграв на бис духоподъемную «Пляску скоморохов» из музыки Чайковского к сказке Островского «Снегурочка».
В ту же ночь все участники концерта отправились в Иркутск, на фестиваль Дениса Мацуева «Звезды на Байкале», афиша которого в этом году поистине грандиозна: 28 концертов, 7 оркестров, 16 дней. Фестиваль завершится 18 сентября сонатным вечером: Владимир Спиваков и Денис Мацуев сыграют скрипичные сонаты Брамса и Франка.
Ольга Русанова