Овациями зрителей, криками “браво!” и букетами цветов заканчивались вчера выступления двух финалистов Конкурса – виолончелистов Анастасии Кобекиной (Россия) и Сантьяго Каньон-Валенсиа (Колумбия) в Большом зале Петербургской филармонии.
Второй день финала в номинации “виолончель” был очень ярким и насыщенным эмоциями всех: и солистов, и музыкантов оркестра (которые присоединялись к овациям публики традиционным постукиванием смычками по пультам), и публики, горячо принимавшей своих фаворитов – колумбийского виолончелиста Сантьяго Каньон-Валенсиа, больше похожего на причесанного по случаю выступления в филармонии рок-певца с убранным хвостом, с перстнями почти на каждом пальце обеих рук, и россиянку Анастасию Кобекину, высокую и тонкую, которая лучится радостью, заражая своей обаятельной улыбкой.
Оба – высококлассные музыканты, безупречно оснащенные технически, умеющие подчинить себе и зрителей, и даже оркестр.
Этот коллектив (Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии), способный быть строптивым, с радостью играл в ансамбле с молодыми музыкантами, как опытный мастер, немного покровительственно, но с уважением к их несомненному таланту.
“Вариации на тему рококо” П. И. Чайковского были сыграны ярко и легко обоими солистами – Сантьяго стилизованные вариации играл изящно и элегантно, словно плел кружево мелодических линий в стиле рококо. В лирических моментах его виолончель была певучей и эмоциональной, хотя и не слишком.
Виолончель Анасатасии Кобекиной с первых нот Вариаций сразу выделилась (среди всех четверых уже выступивших в финале с оркестром) большим ярким звуком, который виолончелистка способна сделать и призрачно невесомым.
Игру Кобекиной отличает невероятная свобода дыхания мелодической фразы, разнообразие интонаций, и владение агогикой, что делает речь ее виолончель абсолютно живой. Наряду с изящными, кокетливо-куртуазными стилизованными вариациями, в каденциях и речитативах появлялись почти трагические ноты, а центральная медленная вариация звучала как глубоко меланхолическая элегия.
Иштван Вардаи: “Выиграет тот, кто будет продолжать учиться до конца жизни”
Но что было особенно удивительно, это то, как Анастасия работала с оркестром. Было ощущение, что он вела их за собой, предлагая темп, характер движения (и дирижер Николай Алексеев тоже был внимателен к солистке, позволяя ей “вести”).
В концерте много моментов унисона солиста и оркестра, музыканты в такие моменты (особенно виолончелисты) больше смотрели на смычок Кобекиной, чем на палочку дирижера. Ее инструмент сливался с оркестром в унисонах и тутти, но не терялся в нем, все-таки выделяясь как сольный.
Первый концерт Дмитрия Шостаковича, ор.107, написанный композитором для Мстислава Ростроповича, впервые исполненный в этом зале, Сантьяго Каньон-Валенсиа сыграл с попаданием в стиль, драматически выразительно, сумел уловить и шостаковический сарказм, и передать навязчивость основной мысли, и боль в монологах виолончели. Правда, было ощущение, что музыкантом все выверено, все просчитано, не доставало сиюминутной спонтанности, откровенной эмоции.
Анастасия Кобекина исполнила Концерт Эдварда Элгара ор.85, который называют “военным реквиемом” (по аналогии с сочинением Бенджамина Бриттена). Он был написан в 1919 году и предает потрясения от Первой мировой войны.
Концерт очень лиричен, в нем нет наступательных агрессивных эпизодов, воплощения зла, но много пронзительных монологов-размышлений у солиста, которые Анасатасия Кобекина сумела передать очень лично – ее виолончель и говорила, и плакала, и страдала, и размышляла, вспоминала об ушедшей радости, погружалась в скорбное одиночество.
Сантьяго Каньон-Валенсиа, финалист Конкурса Чайковского:
“Первый концерт Шостаковича – мой любимый виолончельный концерт и для меня удовольствие играть его, и сегодня иметь еще один шанс исполнить. Я не могу вам рассказать, о чем эта музыка, русские знают об этом больше, но я чувствую глубокую связь с ней.
Я также люблю его Скрипичный концерт. Я вообще поклонник Шостаковича. И играть Шостаковича в его зале – это особое переживание, намного более сильное, чем играть где-нибудь еще.”
Анастасия Кобекина, финалист Конкурса Чайковского:
“Для меня во время конкурса важно, как можно скорее оказаться в атмосфере концерта, чтобы не думать, что это конкурс, есть другие конкурсанты.
Для меня, как для участника из России, конкурс Чайковского с самого детства – это что-то особенное, он был всегда, и мы всегда равняемся на тех, кто победил, кто играет в конкурсе. Каждые 4 года – это как Олимпиада!
Участвовать в этом конкурсе – огромная радость и в то же время огромная ответственность: он совершенно не похож ни на какие другие, в которых я участвовала. И та поддержка, которую я ощущаю от всех друзей и от всех окружающих – просто невероятна.
Концерт Элгара я очень люблю, это очень виолончельный концерт. Виолончель очень близка человеческому голосу, и здесь этот монолог виолончели – просто душевное высказывание всех переживаний, разных красок, разных эмоций. Мне хотелось сыграть этот концерт в финале. И мне повезло.
— Что для вас важно – участие в конкурсе или победа?
– Мне кажется, в конкурсе соревновательный момент очень интересен для зрителей: следить за этим потрясающе. Что касается меня, то я старалась играть музыку, а музыка очень далека от соревнований, не хотелось смешивать эти ощущения. Я очень старалась сыграть так, как задумал композитор, вынести на сцену все, что я готовила.”
Наталья Кожевникова, Российская газета