Оперу Моцарта «Свадьба Фигаро» в Михайловском театре представили в стиле… «шинуазри».
Режиссер Вячеслав Стародубцев решился на эксперимент, избрав отправной точкой так называемые «китайские штучки», которые были столь модны в богатых домах XVIII века – фарфор, многоцветные шелка, раздвижные ширмы.
Граф Альмавива в японском кимоно и с самурайскими мечами. Слуги и служанки – с бумажными фигурками оригами.
Новая постановка Михайловского театра выдержана в восточном стиле – китайском и японском – популярном у аристократии XVIII века, когда и были написаны и комедия Бомарше, и опера Моцарта. Это стиль «шинуазри» – направление рококо, переводимое дословно как «китайщина».
«Это не чужеродный материал и не чужеродная эстетика, потому что Моцарт – это солнце, Моцарт – это сказка, Моцарт – это изысканность, и “шинуазри” – это та изысканность, которая закодирована в музыке самого Моцарта»,
– объясняет режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев.
Чтобы артисты глубже прониклись восточной эстетикой, в самом начале репетиций режиссер составил для них специальную культурную программу.
«Он отвез нас в Царское Село, мы ходили в музеи, смотрели все вазы, стены, которые были украшены именно этими рисунками. Там была выставка вееров, и это все настолько красиво, и когда ты в это окунаешься, это, конечно, очень помогает»,
– рассказывает исполнительница партии Сюзанны Екатерина Фенина.
Впрочем, несмотря на восточный орнамент, неизменными остались и классическая музыка, и классический сюжет – с его основной линией, взаимоотношениями двух пар и поистине вечно живой идеей.
«Несмотря на все перипетии: сюжетные, жизненные – надо уметь прощать. В конце графиня прощает графа за его любвеобилие, за неверность»,
– говорит Вячеслав Стародубцев.
Год назад в Михайловском театре впервые поставили оперу Моцарта «Волшебная флейта», очень тепло встреченную публикой.
Новый спектакль – следующий шаг на пути создания того, что в дальнейшем может стать еще одним брендом Северной столицы – петербургским «театром Моцарта».