В Москве состоялась мировая премьера произведения Рихарда Штрауса.
С тех пор, как в Московской филармонии открылся Камерный зал, любители музыки получили возможность регулярно слышать выступления солистов симфонических оркестров Москвы. Программы камерных концертов время от времени преподносят любопытные сюрпризы: это не только редко звучащие произведения, но и мировые премьеры сочинений великих композиторов прошлого, которые по каким-то причинам не нашли дорогу к публике при жизни автора.
Гвоздём программы концерта солистов Московского государственного академического оркестра под управлением Павла Когана (прошедшего в рамках абонемента «Великая музыка для маленького ансамбля) стала «Дуэль» Рихарда Штрауса (си-бемоль мажор, TrV 133, 1884 г.). Это небольшая юношеская музыкальная шутка, в которой ещё ничего не предвещает ни философской глубины симфонических поэм типа «Так говорил Заратустра», ни «кровавых» танцев Саломеи и Электры.
Мировая премьера произведения Рихарда Штрауса состоится в Москве
Сведения об этой пьесе и о двух её версиях присутствуют в библиографии композитора: в одной из них фагот и флейта «сражаются» на фоне оркестра, а во второй — в сопровождении струнного квартета.
Камерная версия «Дуэли» была восстановлена на основании двух источников: рукописи из Библиотечного центра исследовательских коллекций Эдинбургского университета с комментариями фаготиста Джона Парра (1930-34 гг.) и копии «Дуэли», хранящейся в Мюнхенском Институте Рихарда Штрауса.
Идея исполнения «Дуэли» принадлежит Анастасии Мазур, заместителю художественного руководителя МГАСО п/у П. Когана. Именно она, увидев название пьесы в каталоге, заинтересовалась им и инициировала поиски нот. Библиотекарь оркестра, Андрей Трушкин, обратился в сообщество коллег и по их «наводке» вышел на Эдинбург и Мюнхен. Авторы реконструкции, восстановившие недостающие такты в партии флейты и ликвидировавшие некоторые противоречия в партитурах — Кристофер и Франческа Некс.
Принимая во внимание имеющиеся у нас сведения, можно смело утверждать, что пьеса в этом своём «аутентичном» облике прозвучала впервые. Фагот и флейта показывают друг другу свои выразительные возможности и каждый из них пытается перетянуть на себя внимание публики.
Главное «оружие» фагота (исп. Данил Валюкевич) — арпеджио по всему диапазону инструмента и «семимильные» скачки, звучащие очень претенциозно, «нахраписто» и предельно комично. Флейта (исп. Алексей Мазур) пытается противопоставить ему изящную «мелкую» технику, а сопровождение (исп. Роман Филипов, Сергей Сухобрусов, Павел Романенко, Михаил Калашников) придаёт музыке танцевальную энергию с помощью упругого ритма полонеза.
Музыканты верят, что в «Дуэли» победили музыка и «дружба», но последняя нота остаётся всё-таки за фаготом, что, на мой взгляд, даёт повод безоговорочно объявить его победителем.
Обрамлением к «Дуэли» стали произведения других немецких композиторов-романтиков. В первом отделении прозвучал «Септет для флейты, кларнета, фагота, валторны, скрипки, виолончели и фортепиано» (ля минор, соч. 147, 1853 г.) Людвига Шпора, вобравший в себя и музыкальные традиции «венских классиков», и красочные гармонии композиторов-романтиков (исп. Алексей Мазур — флейта, Евгений Соловей — кларнет, Данил Валюкевич — фагот, Василий Демидов — валторна, Екатерина Горелова — скрипка, Антон Булкин — виолончель, Даниил Цветков — фортепиано).
Героем второго отделения концерта стал Струнный квартет №2 (ля минор, соч. 51, 1873 г.) Иоганнеса Брамса (исп. Роман Филипов, Сергей Сухобрусов, Павел Романенко, Михаил Калашников). Несмотря на «камерную» форму и всего четыре инструмента, по содержанию и музыкальному богатству этот квартет — самая настоящая симфония. Брамс посвятил его своему близкому другу, знаменитому хирургу и, в то же время, одарённому музыканту-самоучке Теодору Бильроту.
Исполнение было в целом профессиональным и убедительным. В Септете можно было бы добавить эмоциональной яркости и аккуратности во фразировке, а также более рельефно выделять начало и окончание частей: заключительная каденция требует значительного ритмического расширения, а первые такты должны заявить о себе ещё до начала звучания музыки как таковой, иначе публика просто не заметит, что кто-то уже начал играть.
Струнный квартет поразил эмоциональной выразительностью, глубиной переданных чувств и точным соответствием стилю композитора.
«Дуэль» прозвучала великолепно и остаётся лишь сожалеть о том, что она не была повторена: музыканты показали и полное владение виртуозной техникой, и невероятный талант к воплощению скерцозных образов.
Сергей Евдокимов