Многие слушатели в России считают, что молодые современные композиторы пишут так, чтобы публика от них отворачивалась и уходила с концертов. Что, собственно, зачастую и делает — не только не подготовленные к новой музыке слушатели, но и музыканты-профессионалы.
Действительно, хорошей современной музыки мало, но это скорее заурядный факт. Такое соотношение плохого и хорошего, качественного и некачественного в новой, только что написанной музыке, было всегда.
Благодаря тому, что из каждой отдельно взятой эпохи до нас дошла только достойная классика, кажется, как мало хорошего пишут современные авторы.
Мы живем в эпоху кристаллизации новой музыкальной эстетики. В какую сторону пойдет музыка и что с ней станет, ещё не совсем ясно, но любая неизвестность таит в себе множество возможностей. Музыкальная история творится сегодня и не стоит упускать возможность слушать новую музыку, открывать её таинственный и интересный новый мир.
Современная музыка развивается так, как она должна это делать и делала это на протяжении многих веков.
В 2013 году произошел заметный поворот в сторону повышения профессионализма на многих базовых площадках современной музыки в Москве и Санкт-Петербурге. Одним из событий 2013 года в области музыкальной композиции, позволяющих об этом говорить, стала Ежегодная Международная академия молодых композиторов в г. Чайковском Пермского края.
Художественный руководитель Академии композитор Дмитрий Курляндский вместе с ведущим российским коллективом, специализирующимся на исполнении новой музыки – Московским Ансамблем Современной Музыки (МАСМ), создал это уникальное явление в российской современной музыкальной культуре — первый и пока единственный в России проект масштабных международных композиторских мастер-классов.
Академия – это творческая лаборатория для молодых композиторов и исполнителей со всего мира, в том числе из разных российских регионов. Приглашенные профессора — известные композиторы с мировым именем проводят индивидуальные занятия и коллективные лекции.
В процессе двухнедельных занятий отобранные на конкурсной основе композиторы пишут новые сочинения, тут же они репетируются и исполняются МАСМ в серии финальных концертов – в Чайковском, в Перми и в Москве, а камерном зале Московской филармонии.
Одновременно с композиторскими курсами музыканты МАСМ проводят индивидуальные и ансамблевые мастер-классы для молодых российских исполнителей из Перми и Пермского края.
Город Чайковский – прекрасное место для проведения Академии подобного рода. Уединенность и покой, удаленность от шума и темпа больших городов и живописная природа располагают к плодотворной творческой концентрации. Единственный в мире город, названный в честь композитора, кажется, создан быть колыбелью музыкального творчества.
Для участия в Третьей международной академии молодых композиторов, которая прошла в сентябре 2013 года поступило 114 заявок из 36 стран мира. Было отобрано 17 молодых композиторов из десяти стран — 12 студентов, три стажера и два участника специальной программы. В качестве композиторов-профессоров Академии-2013 были приглашены ведущие европейские авторы Жан-Люк Эрве (Франция) и Антуан Бойгер (Нидерланды / Германия).
Наблюдая за событиями двух предыдущих академий, можно заметить активное развитие этого проекта, в том числе рост качества музыки студентов Академии. На финальном итоговом концерте 3 октября в Московской филармонии не было ни одной непроработанной партитуры — все студенты показали высокую трудоспособность. Слушать концерт было интересно — все студенты были разные, зачастую контрастные друг другу, что гармонично слушалось в объеме всего концерта.
Особенно запомнились произведения Жюльен Малоссена (Франция), чьё трио «(Ёр) Creap’ng», несмотря на обилие нетрадиционных звукоизвлечений, написано очень харизматично и темпераментно; Ленки Новоседликовой (Словакия) – очень яркая заводная пьеса «Something, little bit, from» с театральными контрастами; Алины Подзоровой (Россия), квинтет «Incompleteness» — музыка тишины и крика, разворачивающаяся каждый раз разными гранями.
Возрастает география самой Академии, что говорит о выходе российского проекта на уровень международного признания. По словам художественного руководителя академии композитора Дмитрия Курляндского теперь композиторы-педагоги «обижаются на то, что они не приглашены преподавать в очередную Академию».
Международная академия молодых композиторов в Чайковском постепенно становится российским брендом. Стоит надеяться, что и в России появятся свои «дармштадские курсы композиции».
Алла Саамишвили, Classica.fm