В Украинской Национальной опере прошел вечер, посвященный 75-летию со дня рождения Анатолия Соловьяненко.
Покойный тенор, звучавший в записи, легко перепел два десятка выступивших звезд.
Когда на смотре молодых талантов никому не известному инженеру предлагают стажироваться в столичном оперном театре, а на следующий год отправляют набираться ума-разума в «Ла Скала», когда его первым из советских теноров приглашает на работу «Метрополитен-опера» – это, как минимум, свидетельствует о том, что Анатолий Соловьяненко был личностью национального масштаба и значения.
Достойной того, чтобы после смерти его 75-летним юбилеем занялся созданный из враждебных друг другу чиновников Кабмина и Секретариата президента оргкомитет. Последнему предстоит опекать конкурс вокалистов имени Соловьяненко, издать книгу воспоминаний о нем и, наконец, перевести на CD фондовые записи, которых фанаты певца днем с огнем по сей день не могут отыскать на столичных прилавках.
Внушительных размеров экран в Национальной опере, на котором вечером 25 сентября транслировались выступления знаменитого тенора, был одной из редких возможностей приобщиться к мастерству артиста.
Эти фрагменты задали некую потолочную планку юбилейного концерта с участием звезд украинской оперной сцены. Вначале, к сожалению, не задавшегося – приятным исключением стало лишь выступление Оксаны Крамаревой с «Арией Леоноры» из «Силы судьбы» Верди.
На лад дело пошло только во втором отделении – с «Арии Нормы» Беллини, исполненной нынче уже заграничной звездой Викторией Лукьянец. Вот где не было сделано ни одного лишнего движения и не спето ни одной неосмысленной ноты.
Неподражаемый Дмитрий Попов смелым вхождением в образ Герцога из «Риголетто» Верди наверняка нашел немало отзывчивых джильд среди публики. Ветеран оперной сцены Роман Майборода, спевший вместе с Лидией Забилястой дуэт из «Трубадура», был исполнен редкого достоинства.
Равно как и Мария Стефюк в болеро из «Сицилийской вечерни». Ольга Микитенко на десять минут стала воплощением чистейшей Маргариты из «Фауста» Гуно. А Владимир Гришко исполнил коронную «Арию Ленского» Чайковского – со странным присвистом на шипящих согласных, но в целом тонко и поэтично.
Совсем подняло дух и настроение меломанов выступление темпераментного и смешного Зураба Соткилавы – истинного оперного ревнивца. В «Дуэте Хосе и Кармен» из оперы Жоржа Бизе он все время держался позади Анжелины Швачки, очевидно, так и норовя пырнуть партнершу чем-то острым.
Но, пожалев наряд певицы, не стал ее убивать, а картинно расплакался на плече у сердцеедки. С драматичной итало-грузинской выразительностью и заламыванием рук господин Соткилава пропел на бис «Дивлюсь я на небо».
В конце растянувшегося на три часа вечера (браво симфоническому оркестру филармонии во главе с Николаем Дядюрой, не сократившему ни одной длинноты в своих аккомпанементах) сильно захотелось, чтобы все участники вышли на сцену, взялись за руки и спели заключительный хор из оперы «Запорожец за Дунаем».
Отчаявшись услышать знакомые с детства умиротворяющие мотивы, кое-кто начал относить отсутствие подобной концовки к концептуальному просчету постановщика. Но тут в очередной раз зажегся подвесной экран и «Блаженный день, блаженный час» пропел сам Анатолий Борисович. С сердцем, с душой – внимая народным чаяниям и опуская занавес своего юбилейного концерта.
Дмитрий Стойков, “24”