Четвертый концерт IX международного фестиваля им. Рахманинова «Белая сирень» в минувший уик-энд стал ожидаемо самым аншлаговым — в Казани очень любят пианиста Дениса Мацуева.
Эта любовь взаимна: в столице Татарстана он чувствует себя как дома — во многом благодаря художественному руководителю ГСО РТ Александру Сладковскому.
“За эти годы видно восхождение оркестра на Эверест”
Очередной концерт IX международного фестиваля им. Сергея Рахманинова «Белая сирень» принес публике много сюрпризов. Начались они со смены программы — вместо заявленных симфонических поэм Ференца Листа и Сергея Рахманинова там появилась Третья симфония Петра Чайковского.
“Денис Леонидович должен улететь сразу после первого отделения, поэтому мы сделали такую рокировку”,
— объяснил журналистам художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский.
“Во втором отделении мы будем играть Третью симфонию Чайковского, которую я здесь еще никогда не играл.
Мы решили это сделать перед нашей записью всех симфоний Чайковского, так что я очень рад, что вы будете свидетелями этого события”.
Денис Мацуев на пресс-подходе тоже выглядел весьма радостным. Чувствовалось, что он предвкушает международный музыкальный конкурс им. Чайковского, который пройдет в июне.
“Приближающийся конкурс Чайковского… Чувствуете, химия идет, уже совсем рядом? Я надеюсь, у вас будут трансляции („Конечно!“ — кивнул Сладковский) этого незаурядного события. А ваш покорный слуга будет сидеть там в качестве председателя жюри”,
— добавил скромно Мацуев.
Журналисты мягко вернули пианиста из будущего в прошлое, попросив рассказать о его впечатлениях от «Белой сирени».
“Это фестиваль самого первого класса, высочайшей пробы.
Как вчера помню — в 2011 году сюда приехал Александр Борисович Рахманинов и своим появлением задал высокую планку проведения фестиваля. Сладковский его обаял, влюбил в себя, и он был поражен мастерством оркестра и его энергетикой.
За эти годы видно восхождение оркестра на Эверест. Если посмотреть на афишу фестиваля, то его можно сравнить с любым самым звездным фестивалем. Я люблю сюда приезжать”,
— подчеркнул всемирно известный пианист.
Мацуев рассказал, что Сладковский был первым дирижером, который сыграл с ним все фортепианные концерты Рахманинова. Пианист добавил, что они с худруком ГСО РТ уже сыграли все возможные произведения Рахманинова:
“Но каждый раз, когда мы играем вместе, это как в первый и в последний раз. Потому что мы идем на сцену как в последний раз”.
Уроки татарского от ведущего “Культуры” и реформаторство Листа
Первое отделение в результате рокировки оказалось целиком посвящено Мацуеву — давнему другу и творческому партнеру Сладковского.
Вел концерт традиционно телеведущий Юлиан Макаров, который так часто приезжает в Казань, что уже стал здесь своим. И в своем выступлении он это подчеркнул, поприветствовав публику в стиле президента РТ Рустама Минниханова:
«Хэерле кич, кадерле дуслар!»
Далее он провел краткий ликбез по фигуре Ференца Листа, чей Второй концерт значился в программе:
“Лист как явление в искусстве, наряду со своим старшим современником Бетховеном и младшим — Рахманиновым, сочетал в себе совершенно удивительные вещи: гениальный композитор и дирижер и величайший пианист.
Он был музыкальным реформатором — добился первенства рояля, переложил для него шедевры многих композиторов. Фортепиано становится для него универсальным инструментом, который может передать и мощь оркестра, и певучесть человеческого голоса”.
Чтобы подтвердить эти слова на практике, на сцену вышли Мацуев и Сладковский.
“Мы репетируем всю жизнь, потому что часто выступаем на сцене.
Момент репетиций для нас — это проверка чувства локтя, потому что все основное происходит во время концерта”,
— говорил на пресс-подходе пианист. И действительно, с первых же нот совместного исполнения в воздухе возникает какая-то необъяснимая магия.
Напористый мацуевский пианизм дополняется уверенным звучанием оркестра. Сладковский и Мацуев выступают абсолютно на равных, добиваясь исключительной точности и чистоты звука, вдвоем справляясь с невероятными, космическими перегрузками второго раздела.
В третьем разделе солирующая виолончель невероятно певуча. Таков и рояль Мацуева. Два инструмента слово ведут интимный и доверительный разговор, полный чувства и нежности.
Позже рояль становится более эмоциональным, и оркестр Сладковского великолепно приподнимает эту эмоциональность, подчеркивая ее трепещущими струнными.
Многоцветная фактура концерта подчеркнута деликатным звучанием деревянных духовых и особой певучестью скрипок.
В Казани Мацуев играет особенно легко и уверенно благодаря многолетнему доверию между ним и Сладковским. Пианист уже давно говорит, что чувствует себя в Казани как дома, и на сцене ГБКЗ это отчетливо видно. Неподдельное удовольствие от работы с худруком ГСО РТ сквозит во всех его движениях, почти невесомых и в то же время четких и экспрессивных.
Весь концерт чувствуется, что Сладковский и Мацуев находятся в абсолютной гармонии — как по интерпретации музыкального материала, так и по уровню экспрессии. Кажется, разбуди их ночью — сыграют без единой заминки.
Та же слаженность видна и у музыкантов оркестра — чувствуется, что они слушают не только дирижера, но и друг друга, поэтому им удается с блеском исполнять даже самые сложные партии. Это результат безупречной дисциплины Сладковского, которой восхищаются как местные критики, так и западные всемирно известные солисты.
“Я всегда ищу в Четвертом концерте какие-то потусторонние глубины”
В Четвертом концерте Рахманинова сыгранность Сладковского и Мацуева проявила себя в полной красе. Контрастная первая часть была исполнена настолько страстно и виртуозно, что в паузе зрители не удержались от аплодисментов.
Распевная, лирическая средняя часть прозвучала со всей глубиной и певучестью, доступной музыкальным инструментам. Мацуев вел тихий и таинственный разговор с роялем, а Сладковский идеально балансировал между пиано и форте, подчеркивая соло Мацуева.
Нужно особое мастерство, чтобы добиться деликатнейшего пиано и пианиссимо — и оркестр Сладковского его достиг. Нежно касаясь музыкальной ткани, маэстро словно подставляет ее солнцу, и в его руках она переливается, искрится, играет всеми своими цветами. Она яркая и насыщенная, эмоциональная, словно картина импрессиониста.
В скерцозном финале Сладковский идеально выстраивает стремительный ритм, который не смазывает фактуру, а только добавляет ей выразительности и экспрессионистской жесткости. Виртуозная игра Мацуева и оркестра не уступают друг другу, а порой ставят новые рекорды музыкального мастерства.
“И по сей день этот Четвертый концерт остается, по большому счету, неизведанным. Я всегда ищу там какие-то потусторонние глубины вместе с маэстро и оркестром.
Я его обожаю, это один из моих самых любимых концертов”,
— поделился с журналистами Мацуев. И это действительно чувствовалось — и неподдельное удовольствие от игры, и удивительные музыкальные открытия, которые совершались здесь и сейчас.
Как бы извиняясь за свое отсутствие во втором отделении, Мацуев сыграл на бис аж три произведения, и это был второй сюрприз за вечер: «Экспромт №3» Шуберта, скерцо из третьей сонаты Бетховена и «Революционный этюд» Скрябина.
Стоит ли говорить, что после такого феерического выступления зал утопал в аплодисментах, а Мацуев — в цветах.
Планы на лето ГСО РТ и пляски Тамерлана
Во втором отделении Макаров официально объявил, что летом ГСО РТ запишет диски со всеми симфониями Чайковского, с Первой по Шестую, а также симфонию «Манфред» три фортепианных концерта, скрипичный концерт, «Вариации на тему рококо» и «Концертную фантазию». Запись пройдет с 14 по 28 июля 2019 в ГБКЗ им. Сайдашева, бокс-сет выйдет на влиятельном лейбле Sony Classic.
“Солистами станут победители конкурса имени Чайковского разных лет. Назову только одно имя — Борис Березовский, и уровень уже станет понятен.
И сегодня с вашей помощью не на репетиции, а при живом дыхании зала оркестр соприкоснется с не самой часто исполняемой Третьей симфонией Чайковского”,
— сказал ведущий.
ГСО РТ запишет диск со всеми симфониями и концертами Чайковского
Исполнение симфонии показало, в какой отличной форме находится оркестр Сладковского. Лирические моменты звучат невесомо и виртуозно, а стремительные — не теряют изящества. Звук настолько точно настроен маэстро Сладковским, что точно бьет в сердце каждого слушателя.
Мощь оркестра окутывает зал, словно удивительное музыкальное облако, и, надышавшись этим воздухом, уже не уйдешь оттуда прежним.
Внимание Сладковского к деталям позволяет ему добиться невероятной выразительности от всех групп инструментов. Маэстро глубоко прорабатывает каждый мотив и каждую симфоническую фигуру, которые образуют мастерски слитое единое целое. Одновременно это очень чувственная проработка — высокое техническое мастерство не мешает музыкантам ярко и выпукло рисовать все эмоциональные оттенки.
Нельзя не отметить удивительную синхронность оркестра и дирижера — они находятся в такой гармонии, что словно читают мысли друг друга. Каждое движение музыкантов выверено и отлажено, словно идеальный музыкальный механизм, но отнюдь не механистично, а наполнено глубоким пониманием и чувством музыки, которую они играют. И это еще одна из причин, почему ГСО РТ вновь и вновь гремит на международных фестивалях и в мировых столицах.
Ликующий финал симфонии прозвучал словно победная песнь оркестра — да, позади много тяжелой работы, но сейчас мы счастливы играть перед вами на самом высоком уровне и не собираемся останавливаться.
Следом, разумеется, грянули овации, но зрителей ждал еще один сюрприз. На бис оркестр сыграл «Пляску скоморохов» Чайковского из музыки к весенней сказке Островского «Снегурочка», что только утвердило вышеописанную синхронность.
Во время исполнения произведения Сладковский даже не дирижировал, а просто управлял музыкантами одним взглядом и пританцовывал, вызывая улыбки у музыкантов и слушателей (некоторые даже не сдержались и немедленно поаплодировали).
Вечер был бы не полным без знаменитого «Стана Тамерлана» Александра Чайковского — визитной карточки ГСО, исполняемой оркестром на множестве фестивалей в различных точках земного шара. И Сладковский это почувствовал.
“Это уже проверенное оружие, которое стреляет всегда только в яблочко. Мы проверяли во всех возможных залах — от „Мюзикферайн“ до пермских Березников, и реакция людей совершенно однозначная.
Это та самая музыка, которая играет на струнах любого, даже самого безразличного, слушателя”,
— говорил Сладковский. И действительно, после такого биса и последнего на этом концерте сюрприза публика просто взорвалась криками и аплодисментами, ликование было неподдельным — как из партера, так и с балкона.
Однако это была только кульминация фестиваля, а впереди еще два концерта.
Александр Сладковский: «Музыкантов, которые могут сесть и с ходу сыграть, в Казани нет»
4 июня за дирижерский пульт встанет маэстро Армо Вольмер, который выступал в Большом театре, Финской и Норвежской национальных операх, Сиднейском и Мельбурнском национальных театрах.
Солисткой выступит победительница международного конкурса им. Шопена Юлианна Авдеева. В программе — Первый концерт Чайковского и «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля.
Валерия Завьялова, “Бизнес-онлайн“